?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 June 2015 @ 03:03 pm
"Город. Женитьба. Гоголь" , театр имени Ленсовета, 16 июня 2015  
"Да, из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, — счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу — и все напрасно..."
Это не Гоголь, это Бунин - но именно такова главная, горькая, нежная, ностальгическая и даже болезненная тема спектакля.
И есть еще образ Петербурга - литературного, призрачного, воображаемого и одновременно реального (в спектакле множество современных питерских реалий, ставших символами города, а также тех, что по времени совпадают с молодостью режиссера). "Петербургские повести" Гоголя, лермонтовский "Маскарад", непременный Пушкин, очевидный Достоевский (хотя как раз текст из "Идиота" мне опознать не удалось), блоковская Незнакомка (удивительная Анна Ковальчук), неприкаянные питерские поэты... Стихотворение Цветаевой "Мы с Вами разные, как суша и вода..." Спектакль очень литературный и, как всегда у Бутусова, упор делается не на тексты, а на видео- и аудиоряд: так и происходит "материализация" книжных образов.

Я когда-то обнаружила сходство любимого Бутусова с любимым Тарковским в таком специфическом подходе к тексту: звучание "слова" подчас кажется необязательным или даже ненужным. Именно поэтому прочитанные актерами стихотворения - это отдельный, особенный прием воздействия: зрителю приходится проявлять активность, вслушиваясь в смысл отдельных фраз и слов (помню эффект неожиданности от чтения Бродского Треплевым-Трибунцевым в "Чайке"). У Тарковского "подача" стихотворений происходит тем же образом. В новом спектакле (как и в вахтанговском "Беге") этот прием используется особенно сильно.
Спектакль называется "Город. Женитьба. Гоголь". Образ города вырос из "Петербургских повестей", а герой, Подколесин - из "маленьких" гоголевских "служащих": Бутусов вскрывает связь между гоголевскими чиновниками, богемой - и позднее сформировавшимся явлением "интеллигентов". Женитьба - это то, о чем все время мечтают "обобщенный Подколесин" (все женихи - его братья по духу) и вечная невеста Агафья Тихоновна, над чем работают сваха (эта работа по большей части происходит внутри ее головы) и активный Кочкарев.

Если воспринимать слово "женитьба" вне контекста пьесы Гоголя, то вопросов никаких не будет. Но вот что интересно: это первый из виденных мною бутусовских спектаклей, который идет наперекор исходному материалу, то есть все-таки пьесе, смысл и стиль которой побеждены смыслом и стилем дополнительных текстов.
В пьесе "Женитьба" нет петербургской атмосферы, ее действие легко отнести к любому городу. А противостояние "мужчина-женщина" у Гоголя вообще выглядит совсем по-иному, человек, живущий надеждой на любовную встречу - не его герой.
Бутусов уводит спектакль в сторону от главного текста, и в итоге его художественные открытия происходят вне пространства пьесы. Так что обращение к "Женитьбе" мне не совсем понятно: спектакль получился скорее "достоевский", чем "гоголевский", режиссер "болел" одним автором, а ставить стал другого. Если вспомнить рокировки последнего времени, это не выглядит странным... Но одно дело - Шекспир (в нем можно найти родство с любым драматургом), другое - Гоголь, с его очень конкретным художественным миром. Этот мир, возможно, был близок раннему Бутусову (времен "Смерти Тарелкина"), сейчас же в спектакле он неизбежно искажается. Это не плохо и не хорошо, и даже по-своему интересно, но мне не хватило тех открытий, которые обычно сопутствуют спектаклям Бутусова - нового взгляда на пьесу и на все творчество драматурга, произведение которого берется за основу.