?

Log in

No account? Create an account
 
 
25 June 2015 @ 08:17 pm
фильм "Орлеан", реж. Андрей Прошкин, ММКФ-2015  
Фильм-притча о человеке и о России. По сравнению с недавней "Ордой" режиссер не бьет так сильно по формальному патриотизму - нынешней главной национальной идее, а гротескная и фантасмагорическая форма притче не противоречит.
Принципиально: три главных грешника - выходцы из разных национальностей (в составе российского этноса). Рудик (Олег Ягодин) отвечает за польско-немецкое, из Тимофея Трибунцева получился маленький очаровательный еврей, а Виталий Хаев (следователь) - собственно русский, но из таких, что ежели его поскрести - найдется татарин. Елена Лядова, как во всех фильмах, снова играет Лилит - женщину-ведьму, к национальности это отношения не имеет. С проблемами совести и собственной жизнью каждый из них разбирается, как может.
Российские реалии приобретают вполне интернациональный характер, соответствующий как условному названию города (и фильма) - "Орлеан", так и композициям The Tiger Lillies - главному поставщику трэшовой музыки в русские спектакли и фильмы (музыка Айги выдержана в этом же стиле).
Для меня в "Орлеане" есть по крайней мере три серьезных достоинства. Во-первых, весь текст и отдельные афоризмы Юрия Арабова. Во-вторых, натурализм, который многих, видимо, оттолкнет, но после "пластиковой каши" "Левиафана" хочется, чтобы на экране были "живые" картинки, а философию можно было воспринимать различными органами чувств, а не только мозгом. Ну и в-третьих, в фильме есть что играть актерам, которые у Прошкина уже традиционно как на подбор - нерастиражированные и очень сильные.
Если кинозрители хоть что-то понимают, появление в главной роли Олега Ягодина должно произвести фурор. Потому что он там таков, каким мы его знаем, какого видели на сцене, в Коляда-театре: измученное ницшеанское лицо, глуховатый незабываемый голос, победительная мужская сила в сочетании с внутренней растерянностью перед жизнью.
В Тимофее Трибунцеве режиссер разглядел то, что мы и так уже в нем знали - театрально-инфернальное. Получился безумный цирковой граф Сен-Жермен.
Виктор Сухоруков, Виталий Хаев и Елена Лядова разрабатывают каждый свою тему, находя в ней новые оттенки.
Еще одного странного человека играет молодой Павел Табаков. Его линия мне не совсем понятна - точнее, ее завершение в фильме. Героиня Лядовой, чтобы утихомирить внутреннюю и внешнюю, все сметающую бурю, бросается к влюбленному в нее мальчику-праведнику - "для соития с последующим зачатием", как бы иллюстрируя истину, что "блудницы спасутся деторождением". Почему-то некие высшие силы толкают ее туда, а не к себе домой - к брошенному маленькому сыну, кажется, даже запертому в шкафу (такая у нее была привычка)? Вот перед кем бы ей грехи замаливать. Как и перед страной, которой этот мальчик будет руководить, когда вырастет (в фильме допускается такая возможность).
В целом, новая картина Прошкина - очень достойная: по смыслу, качеству, художественной ценности. Но предыдущая "Орда" произвела намного бОльшее впечатление. Жаль, что ее так быстро отодвинули в сторону.