Настраивать на происходящее зрителей начинают еще в фойе: на экране демонстрируются кадры, которые, если мельком взглянуть, можно принять за хроникальные или за фрагменты игрового фильма тех времен - пока не разглядишь знакомые лица актеров. Стилизация очень удачная, плюс соответствующая музыка... Я вообще люблю, когда театр начинается с вешалки, а спектакль - с фойе и буфета, жаль, это редко бывает, так что режиссеру - особая благодарность!
Ну и в зале тоже все соответствовало замыслу: между сценой и рядами кресел - столики с подходящими случаю лампами, справа - оркестрик. Сидеть за столиком во время действия, пожалуй, интересно, но может, и не лучше, чем на доставшемся мне роскошном 2-м ряду (Собчак с Виторганом сидели через несколько кресел от меня и смотрели спектакль, кстати, увлеченно и совсем по-актерски).
Сценография очень понравилась, причем не всегда можно было понять, где заканчивается работа сценографа и начинается работа художника по костюмам (Николай Симонов и Мария Данилова соответственно): алый костюм конферансье на фоне алого же занавеса, кожаная "броня" солдат и танков... Использование "кровавого" цвета - прекрасно! Спектакль - черно-бело-красный, это часто встречается, но здесь - очень удачно, точно и к месту.
Тексты зонгов - Дмитрия Быкова (почему-то не удивилась, должно быть - после мюзикла о Золушке). "Актуальные" реплики и шутки - забавны и ироничны. А драматургически спектакль выстроен, как отдельные номера, связанные рассказом конферансье. Недостатки драматургии как раз и искупаются использованием особого жанра кабаре и замечательной работой конферансье - Артема Волобуева. А еще - финальным зонгом в исполнении Артема Быстрова. Все актеры в их постоянном кабареточном перевоплощении очень хороши, но этих хочется выделить особо.
Из спектаклей с выраженной антивоенной темой, которые я видела в последнее время, "19.14", пожалуй, самый мягкий и самый легкий (потому я считаю, что его главная функция - просветительская). В связи с этим прежде всего вспоминаются метафизическая "Конармия" и спектакль, решенный в том же жанре, что и "19.14" - "Кабаре Брехт", который отличает непосредственное, прямое и потому эмоционально наполненное отношение к проблеме: актеры "призывного возраста" играют для таких же зрителей.
А в МХТ подход создателей спектакля к теме войны озвучил Олег Табаков в "предисловии" к программке: "Теперь-то известно, как из пустяков возникла кровавая мистерия, захватившая народы и континенты". Это точка зрения определенной аудитории, для которой все пустяки, кроме личной жизни, искусства, денег и собственного "я". К ней прежде всего и обращен спектакль, в этом его слабое место, но и достоинство тоже.
