lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"19.14 кабаре" реж. Александр Молочников, МХТ, 29 июня 2015

Этот спектакль - театрализованный рассказ о Первой мировой войне. В жанре кабаре, что резко повышает его зрелищность и доступность даже для тех, кто действительно впервые слышит об этом факте всемирной истории, так что прежде всего это проект просветительского характера. К тому же Первая мировая по всем канонам и меркам признана "неправильной" войной (слово из спектакля), все персонажи - французы, немцы и немножко сербы, поэтому антивоенный пафос в данном случае вовсе не означает никакого "антипатриотизма". Хотя, конечно, чувства верующих сейчас может оскорбить все, что угодно, даже вальс "На сопках Манчжурии", использованный не по назначению.
Настраивать на происходящее зрителей начинают еще в фойе: на экране демонстрируются кадры, которые, если мельком взглянуть, можно принять за хроникальные или за фрагменты игрового фильма тех времен - пока не разглядишь знакомые лица актеров. Стилизация очень удачная, плюс соответствующая музыка... Я вообще люблю, когда театр начинается с вешалки, а спектакль - с фойе и буфета, жаль, это редко бывает, так что режиссеру - особая благодарность!
Ну и в зале тоже все соответствовало замыслу: между сценой и рядами кресел - столики с подходящими случаю лампами, справа - оркестрик. Сидеть за столиком во время действия, пожалуй, интересно, но может, и не лучше, чем на доставшемся мне роскошном 2-м ряду (Собчак с Виторганом сидели через несколько кресел от меня и смотрели спектакль, кстати, увлеченно и совсем по-актерски).
Сценография очень понравилась, причем не всегда можно было понять, где заканчивается работа сценографа и начинается работа художника по костюмам (Николай Симонов и Мария Данилова соответственно): алый костюм конферансье на фоне алого же занавеса, кожаная "броня" солдат и танков... Использование "кровавого" цвета - прекрасно! Спектакль - черно-бело-красный, это часто встречается, но здесь - очень удачно, точно и к месту.
Тексты зонгов - Дмитрия Быкова (почему-то не удивилась, должно быть - после мюзикла о Золушке). "Актуальные" реплики и шутки - забавны и ироничны. А драматургически спектакль выстроен, как отдельные номера, связанные рассказом конферансье. Недостатки драматургии как раз и искупаются использованием особого жанра кабаре и замечательной работой конферансье - Артема Волобуева. А еще - финальным зонгом в исполнении Артема Быстрова. Все актеры в их постоянном кабареточном перевоплощении очень хороши, но этих хочется выделить особо.

Из спектаклей с выраженной антивоенной темой, которые я видела в последнее время, "19.14", пожалуй, самый мягкий и самый легкий (потому я считаю, что его главная функция - просветительская). В связи с этим прежде всего вспоминаются метафизическая "Конармия" и спектакль, решенный в том же жанре, что и "19.14" - "Кабаре Брехт", который отличает непосредственное, прямое и потому эмоционально наполненное отношение к проблеме: актеры "призывного возраста" играют для таких же зрителей.
А в МХТ подход создателей спектакля к теме войны озвучил Олег Табаков в "предисловии" к программке: "Теперь-то известно, как из пустяков возникла кровавая мистерия, захватившая народы и континенты". Это точка зрения определенной аудитории, для которой все пустяки, кроме личной жизни, искусства, денег и собственного "я". К ней прежде всего и обращен спектакль, в этом его слабое место, но и достоинство тоже.

Tags: МХТ, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments