?

Log in

No account? Create an account
 
 
02 July 2015 @ 10:56 am
"Король Лир" с новым Эдмондом (Сатирикон, 1 июля 2015)  
Антон Кузнецов похож на Аверина только внешне, да и то формально: рост, физическая сила, обритая голова и выдающийся вперед подбородок... А актер он совершенно другой, к тому же не из тех, кто будет делать кальку с предыдущего исполнителя роли.
Новый Эдмонд повлек за собой перемены в спектакле, а "Лир" на моей памяти и так является рекордсменом по части изменений (это я еще первые варианты не видела). Так получилось, что Юрий Бутусов рад с ним возиться при каждом удобном случае, а тут случай еще какой! Не только акценты сместились, но и часть мизансцен изменена (или вернулась обратно). Например, ослепление Глостера снова перешло из центра на левую часть сцены. И прекрасный проход Глостера с Эдгаром во 2 действии снова происходит на авансцене, справа налево, а не диагонально. Присутствие Глостера во 2 действии вообще стало заметнее - включая его появление в сцене боя братьев. Объявились новые предметы реквизита - окровавленные мечи (или тяжелые рапиры, я в этом не разбираюсь).

Что касается самого Эдмонда-Кузнецова, то мне еще раньше говорили, что он "недостаточно сволочь". По мне - так совсем не сволочь. Но я считаю, что совсем необязательно быть сволочью, чтобы следовать своим корыстным интересам, не разбирая средств, чтобы не испытывать любви к родителям и братьям-сестрам. Чтобы в итоге завалить страну трупами. Для этого достаточно иметь некий внутренний изъян, моральное уродство - или врожденное, или приобретенное под влиянием детской психологической травмы. А истоки этой травмы в спектакле очевидны: Эдмонд не просто знает, что он - незаконный, с ним все и ведут себя соответственно, включая родного отца.
Аверин в последнее время играл рокового мущщину, "короля желаний". Теперь у Реганы и Гонерильи сильнее выражена тревога и недоумение по поводу их тяги к Эдмонду. Внутренняя борьба по этому поводу чувствовалась и раньше, но как-то быстро сошла на нет, теперь же вернулась. И Освальд, который раньше с пониманием относился к выбору своей госпожи, теперь откровенно хихикает, застав интимную сцену.
Если Эдмонд-Аверин был как бы родным братом Ричарда-Райкина, подобием "романтического злодея", то Эдмонд-Кузнецов, скорее, брат Яго-Трибунцева. Он не рефлексирует, а оправдания, которые находит себе, необязательны и формальны, они ему не нужны. Из таких получаются киллеры и даже маньяки - при сохранении внешнего имиджа неудачника (неприятного или обаятельного - как повезет).
Спектакль еще не устоялся и не во всем определился, но направление понятно. Новый Эдмонд - развитие и продолжение все того же образа, который у Бутусова переходит из спектакля в спектакль. И все той же темы: как "маленький человек", который хочет заявить о себе миру, доказать, что он существует, становится источником зла.
 
 
 
lotta20lotta20 on July 2nd, 2015 09:27 am (UTC)
ЮБ сильно продвинулся в "нелинейность", так что невольно уже понимаю, что Лир - пройденный этап. Но сила финала остается! Этот тот случай, когда работает полноценный настоящий катарсис.
Nataliemargarita_rey on July 2nd, 2015 09:38 am (UTC)
Да, я тоже смотрела с мыслью, что прям чувствуется, что этот спектакль для Юрия Николаевича уже прошлое, что это время МХТшного Гамлета, хотя сама этот спект и видела первый раз. Сейчас ЮБ стал другой.