lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Category:

"Однорукий из Спокана" - в конце сезона. Сатирикон, 7 июля 2015

Показывала "Однорукого" Николаю. Когда-то у него не сложилось с сатириконовской "Королевой красоты" - видимо, из-за темы, абсолютно ему чужой. В итоге гиперреализм он воспринял как просто реализм, и весь спектакль для него свелся к бытовой, семейной истории о домашнем насилии, остальное пролетело мимо. "Сиротливый Запад" я ему даже не стала предлагать: Суханов там не играл, а Трибунцева, в буквальном смысле слова, переорали два молодых актера. Им, видимо, было так положено по роли, но вся художественная ценность спектакля свелась к предсмертному монологу отца Уэлша.
С "Одноруким из Спокана" все по-другому: сама пьеса вроде бы проще, но смысл ее широк, герои интересны, она много куда и во что попадает, пробивает разное.
Макдонах так подогнал все внешние зацепки одна к другой, что просто загляденье: ничего случайного, верхний слой считывается, а при желании и расшифровывается. А во внутренних - втором, третьем и так далее - можно утонуть, почва постоянно уходит из-под ног.
Райкин опирается на внешний слой и прививает к парадоксальному миру драматурга свои представления о жизни и театре. Режиссура - динамичная, игровая, сентиментальная - поддержана парадоксальной игрой Дениса Суханова и интересной работой остальных актеров.

С самого начала в спектакле было сильное звено, некий абсолют - Григорий Сиятвинда (Тоби), остальным надо было подтягиваться к его уровню - включая Суханова, герой которого еще менялся, развивался, искал внутреннюю опору (даже лексика его менялась через компромиссы с официальными требованиями). Лежаве пришлось труднее всех: хотя он уже работал в материале Макдонаха, но роль портье Мервина - сложнейшая. Режиссер ее интересно застроил, но актеру очень не хватало именно парадоксальноcти. Не могу сказать, что сейчас ее прибавилось, но есть сильный выигрыш - за счет интерактива. У Лежавы много актерского и человеческого обаяния, и теперь оно используется в полную меру: он играет с оглядкой на зрителя почти постоянно. С одной стороны, это соответствует образу (герою хочется прожить какую-то другую, киношную, жизнь, а не "прислуживать на ресепшн"), с другой - и зрителю идет на пользу: только после монолога портье зал окончательно обживается в мире спектакля.
У Полины Райкиной (Мерилин) роль, хоть и простая по смыслу, но требующая серьезной самоотдачи и внутренней органики. Мне она очень нравится, их тандем с Сиятвиндой яркий и убедительный.
В Кармайкле какими-то фантомными болями живут черты другого героя Суханова - Михея Михеича Крутицкого из спектакля "Деньги" (на мой взгляд, сильнейшей его роли). Проявляется это и внешне: драную шинель заменил длинный плащ, вместо стариковской суетливости - уверенность движений, но все тот же ледяной огонь в глазах, отчаянье человека, потерявшего самое дорогое, что у него было. Кармайкл, как это ни странно, более человечен, а потому более привязан к жизни. Удивительно, но финальная сцена с Мервином не кажется мелодраматической, в каждом из героев остается какая-то не до конца проясненная тема.
Замечательно, не выходя за рамки художественности, Макдонах прошелся по всем нашим актуальным "фобиям": гомофобии, расизму, сексизму, снобизму... Досталось и ревнителям чистоты языка, считающим, что искусство должно выражать образцы и "нормы". Думаю, воздействие такого материала и дало Райкину возможность дальше сделать еще один шаг в деле борьбы с мракобесием. "50 оттенков голубого" в каком-то смысле выросли из этого спектакля.
Tags: САТИРИКОН, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments