lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Category:

Моноспектакль Константина Райкина "Своим голосом" Сатирикон, 11 июля 2015

Это была замена "Чайки". Узнали накануне вечером, от "своих", а официальной информации, как водится, не было. С одной стороны, можно понять театр: меньше сданных билетов, но с другой - очень уж немилосердно по отношению к тем, кто приезжал из других городов, специально подстраивал все свои дела и даже шел на какие-то жертвы, чтобы попасть на спектакль (ЧАЙКА - она такая). Конечно, постарались оповестить всех, и началось... Билеты на поезд из Питера успевали сдать даже за час до отъезда. С театральными тоже сложности: сдать билет можно только до начала спектакля, никаких дополнительных дней. В кассу была очередь, но не слишком большая: кто-то сдавал, кто-то просил обменять на 25-е. В общем, по масштабам сатириконовского зала отток был почти не заметен. Знаю также, что кто-то с криком УРА побежал "на Райкина" (хотя чего тут радоваться - замена из-за болезни актрисы).
Я решила, что мне судьба наконец-то посмотреть моно КА, и пошла на спектакль, тем более что он редко идет: обычно как раз при таких форс-мажорах.

Райкин начал с подходящей случаю шутки: замена спектакля - это как собираешься на свиданье с девушкой, а она присылает вместо себя подругу... но если подруга ничего себе, то вечер может и не пропасть зря. Зал оттаял и развеселился (а для бОльшей части сатириконовской публики это действительно была неплохая замена).
Это и правда спектакль, а не "встреча со зрителями": обстановка доверительности, но интерактив жестко дозирован, зрительские импровизации не допускаются. Я предполагала, что моно Аверина, которое видела в прошлом году, сделано по образу и подобию райкинского, так и оказалось, только Аверин разукрасил все "жуткими розочками": слайдами, музыкальными номерами, летящим снегом... ну и розочками в буквальном смысле. У Райкина же - черный задник сцены и сам он в черном фраке перед микрофоном, вот и все! Единственный спецэффект - белые руки на черном фоне, выразительные до предела. И выбранный стиль, и жанр спектакля работают, как надо. Если у Аверина было несовпадение общей "задушевности" с отсутствием настоящего разговора со зрителем, диалога, что обычно сопутствует задушевным встречам, то при авторитарности Райкина и его манере общения с залом как-то даже и не ждешь разговора: спектакль - это монолог.
Сначала было очень смешно, все просто слезы утирали от смеха: рассказы о детстве и о том, как КА поступал в Щуку. Я это уже все знала по разным вариациям - в интервью и телепередачах. Но живая энергетика Райкина - это ни с чем не сравнимо! Потом, как он и предупреждал, начались стихи. И тут у меня с КА несовпадение по вкусам: я равнодушна к Давиду Самойлову, "пушкинский" ритм, когда он не пушкинский, меня утомляет, а эпические описания городской жизни не трогают. А Райкину, напротив, Самойлов так нравится, что его стихи составляют бОльшую по объему часть прочитанного.
В общем, остальное понравилось гораздо больше: Заболоцкий, Рубцов, Мандельштам. Конечно, "академическая" манера уже несколько отошла в прошлое, но Райкин читает блестяще, да и технические возможности поражают: голос, пластика, мимика, дикция... ну и энергетика, конечно, куда ж без нее? Умный, сильный, состоявшийся человек, масштабная личность. И актерская форма прекрасная. Недавно смотрела "Лира" - не поверить, что человек уже в серьезном возрасте. Да и моноспектакль - два часа наедине с большим залом, без поддержки, с полной самоотдачей. И видно, как сам заряжается от зрителей, от стихов, заводится - прирожденный артист, причем определенного склада, публика ему необходима. В общем, да: вечер пропал не зря, несмотря на замену. Посмотреть это надо было уже давно.
Tags: САТИРИКОН, Чайка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments