lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Васса" реж. Вячеслав Тыщук, театр на Малой Бронной, Премьера, 8 августа 2015

В основе спектакля - 1-я редакция пьесы Максима Горького, в которой нет классовой борьбы, а персонажи находятся между собой в более сложных семейных и прочих отношениях, чем во втором, канонизированном при советской власти, варианте. И соответственно, нет двух сцен, зацепивших меня в школьные годы, когда я впервые читала пьесу - разговора Вассы и революционерки Рашели и сцены, когда Васса уговаривает мужа покончить с собой.
Подзаголовок 1-й редакции - "Мать", и это определяет многое. В спектакле Васса (Екатерина Дурова) только наполовину мать, а на вторую половину - официальный представитель существующего порядка, в жертву которому она в конце концов и приносит собственных детей, надеясь на то, что хотя бы внуки (родные или нет, это все равно) будут соответствовать правилам. Деток этих не очень жалко, но все равно выбор матери принять трудно.

Сценография Екатерина Галактионовой несколько напоминает Ларису Ломакину времен "Лира": красные гранитные ступени, уходящие вверх - одновременно мавзолей и какой-то храм майя. Наверху - кресла, как в советском кинотеатре. Во втором действии там будет дымиться гроб за прозрачной стеной, а Васса в финале сменит "костюм советской женщины" (жакет и юбка сперва красно-бурого, потом черного цвета - совковый официоз) на золотое одеяние жрицы. Действие по большей части и происходит на ступенях, и по ним будут скатываться вниз непутевые девочки и мальчики.
Но вообще-то там понамешано много чего: заунывную песню исполняет девушка в костюме русском-народном, но с почти индейской маской на лице; по авансцене регулярно проходит призрак горничной Олимпиады - европейского вида, с убитым младенцем в руках; Людочка выступает в виде распутной школьницы; а брат Вассы Прохор пребывает не просто в образе панка (как Соленый у Бутусова) - он и есть настоящий панк. То есть весь прикид, какой нужно, хорошо поставленный ирокез, раскраска, гитара... Да он и песню даже спел в стиле "Гражданской обороны".
И вот тут главная нестыковка: можно, конечно, притянуть за уши то, что безобразник и охальник Прохор идет против "системы", или зацепиться за "индейскую" тему, но очень уж мало условности в образе. То есть и правда, что ль, панк? А ведь он еще и сатанинские и сладострастные рожи корчит, с "малолеткой" Людочкой ведет себя, как маньяк-педофил, и вообще весь такой непростой... В общем, получилось в лоб, и мимо, и неостроумно даже. И кстати - за что? У режиссера зуб, что ли, какой на панков?
Но если не считать эту досадную оплошность, само решение темы, заданное сценографией, костюмами, найденными образами персонажей, особенно, характерными (Анна, Людочка, Павел) и звукорядом, довольно удачно. И уж тем более - при такой Вассе! Я Екатерину Дурову запомнила еще молодой девушкой в фильме "Фантазии Фарятьева" и всегда узнавала на экране в других фильмах, но в театре видела впервые. Примерно предполагала, как она будет играть, и ожидания оправдались с лихвой. Думаю, в дальнейшем эта роль еще наберет силу. Сперва Васса - женщина, теряющая почву под ногами: муж завис между жизнью и смертью; дети, как глупые щенки, готовы сразу же наброситься на наследство и убежать подальше от этого дома; брат хочет забрать свою долю из дела... Шаг за шагом Васса убеждается в невозможности сохранить одновременно и дело, и семью, приходится выбирать.
Большое значение имеет мотив жертвы, причем жертвы тут разные: Прохор, по-маньячески облизываясь, притаскивает откуда-то (должно быть, с сатанинской мессы) почти бездыханное тело Людочки в целлофане; вешается Олимпиада, которую хозяева замучили напоминаниями об убитом ею ребенке; убогого Павла отправляют в монастырь; Прохора пытаются отравить; гроб с телом отца семейства ритуально дымится наверху. Так что можно определить специфический жанр спектакля - это "жертвоприношение".
Tags: театр, театр на Малой Бронной
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments