lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Category:

Скопин, немного истории

Название городу дала птица скопа, из семейства ястребиных. Можно в связи с этим вспомнить старые дворянские фамилии (Скопин-Шуйский, например), хотя понятно, что могут быть и другие ассоциации. Скопа изображена на гербе города, ей посвящены многие керамические изделия. Скопинская керамика широко известна, но у меня к ней сложное отношение: в моем детстве ее было многовато и к тому же она казалась мрачной. Но в краеведческом музее и в театре Делей я видела интересные образцы. А сфотографировала только один - вот он, для иллюстрации.



Я краеведческие музеи люблю, но вышло так, что бегом пробежали по залам. У меня вообще в этот раз и фото по большей части случайные, и информация имеет субъективный характер. И тем не менее, немного истории.
Скопин, похоже, только в XIX веке становится обычным городом, с промышленностью и купцами, а до этого - крепость, слобода, короче, военный объект. Там есть древние валы, аж XII века, когда главными врагами Руси были половцы. Он и в дальнейшем он защищал юго-восточные рубежи Московского государства.
В городе сохранилось приличное количество старинных домов - каменных и деревянных, в хорошем состоянии, а большинство храмов было взорвано. У сестры моей бабушки дома хранились иконы, спасенные при разграблении церквей. Одна из них, в серебряном окладе, досталась моей маме, потом мы ее передали в Дмитриевский монастырь.
О войне я слышала такой рассказ: вроде бы немцы в город вошли, и мальчишки выкатили на мост пушку из краеведческого музея, попытались выстрелить. А вот в пригородных селах какое-то время вообще не было никакой власти. По семейной легенде, мой прадед по линии отца до революции был хозяином пекарни, а после революции остался в ней работать, он раздал жителям вагон муки, которую было приказано сжечь перед отступлением советских войск. Поскольку я хорошо помню своего деда, его сына, вполне могу в это поверить.
А прабабка по документам была "столбовой дворянкой", этот факт меня в детстве очень веселил из-за Пушкина ("Не хочу быть черною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой"). Но вообще-то уже до революции этот род сильно обеднел, так что она легко вышла замуж за "булочника". Их второй сын был арестован в 37-м и, по официальной версии, умер в тюрьме. А мой дед, добрейший Петр Андреевич, после какого-то праздника выпиваший вместе с другими в "красном уголке" завода (он был токарем), бросил пустую бутылку в портрет Сталина. И никто на него не донес. Видимо, в сельской местности стукачества было поменьше, чем в городах.
Мои дед и бабушка по линии мамы тоже Сталина ненавидели, называли его почему-то "рябой кок", соблюдали все церковные праздники, и маму-пионерку сильно мучил "комплекс Павлика Морозова", но конфликт между долгом и чувством решался в пользу чувства. Хозяйство у них было крепким, и в колхоз их буквально загнали силой: за дедом приехал "воронок", он вернулся через несколько часов и сказал: "Вступаем, мать!" И был потом председателем сельсовета - пока не ушел на войну. Звали его Иваном Игнатьевичем, позже я подробнее о нем напишу.
Здания сталинского времени тоже сохранились и выглядят очень прилично. Поскольку Скопинский район - это район шахтерский, Дворец культуры построили именно за счет шахт.





Композиция "Мир" перед Дворцом тоже очень достойная и расположена хорошо.



А вот современники подкачали. При том, что в городе много настоящих художников, занимающихся гончарным делом и керамикой, им не доверили работу над важными скульптурами. В итоге рядом с Дворцом культуры было установлено такое недоразумение - памятник Петру и Февронии (они же "муромские", значит, рязанские, потому и памятник).



Предполагается, что, выйдя из ЗАГСа, молодожены подойдут к скульптуре с тылу (она так по-дурацки расположена), чтобы окончательно закрепить свои духовные скрепы.
А памятник гончару я сфотографирую в следующий раз - он еще смешнее.

Мини-отель, в котором мы остановились, оказался в укромном месте, и не зря: при нем была сауна, и в первую ночь это нас несколько тревожило. Но потом стало ясно, что местные "безобразия" вполне безобидны (тьфу-тьфу), тем более что во вторую ночь царили тишина и покой. Как сказал Владимир, "здесь только триллеры снимать".



В заключение - розы, они замечательно пахли. Кстати, в городе довольно много цветов. И нет той жуткой рекламы, которая так его портила в 90-е.


Tags: Скопин, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments