lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Categories:

"Человек из ресторана", Сатирикон, реж. Егор Перегудов (прогон)

Иван Шмелев - один из самых симпатичных персонажей русского зарубежья. Несчастный человек, потерявший в жизни то, что было для него дороже всего - сына, жену, родину. Как любой талантливый писатель, он был немного пророком, и хотя повесть "Человек из ресторана" написана в 1911 году, она переполнена тревогой за близких, страха, что они будут несчастны, предчувствием большой всеобщей беды. Егор Перегудов поставил спектакль, верный духу и букве исходного материала, это традиционная, качественно выполненная трактовка повести, во многом иллюстративная, но одушевленная очень сильным исполнителем главной роли - Константином Райкиным. И видимо, важная для обоих - для режиссера и для актера. Понять их можно: повесть на сегодняшний день звучит вполне современно.
Отвлеченная религиозность не заглушила в Шмелеве горячего и очень конкретного человеколюбия, созвучного Райкину. Как режиссер, он выразил его максимально художественно в "Доходном месте" и уже более прямо - в спектаклях последних лет ("Кухня", "Все оттенки голубого"). Как исполнитель - он тоже внес свой вклад в тему "маленького человека", но никогда не подходил к ней со стороны, предложенной Шмелевым (и Перегудовым). (Впрочем, я могу судить только по тем спектаклям, которые видела, а других вроде как и нет: Сатирикон не заинтересован в том, чтобы знакомить зрителей с записями ушедших спектаклей). В общем, новый герой Райкина, Скороходов, непохож ни на героя "Контрабаса", ни на Подпольного, ни, тем более, на Ричарда III (в котором тоже вскрыты проблемы и комплексы "маленького человека"). Это "человек любящий", и именно способность любить делает его "человеком мыслящим": он должен понять, что не так в этом мире, почему страдают его близкие, почему честное выполнение своего долга не гарантирует благополучия...

"Человек из ресторана" (в отличие от "Контрабаса" и "Вечера с Достоевским") - не моноспектакль, но построен по тем же законам. Его основа - внутренний монолог одного героя, а все остальные являются персонажами его воспоминаний и фантазий. Естественно, есть "ближний круг" - люди, важные для Скороходова: сын Коленька (Артур Мухамадияров), дочь Наташа (Дарья Урсуляк), друг Кирилл Саверьянович (Алексей Якубов) и приблудившийся к скороходовскому дому Черепахин (Александр Гунькин). Остальные актеры в густонаселенном спектакле играют по нескольку ролей, и к сожалению, в этом не чувствуется концепции, а есть только производственная необходимость. Понятно, что в сознании Скороходова персонажи "дальнего круга" зачастую путаются, искажаются или воспринимаются обобщенно. Но если многообразие лиц Бубнова или Лежавы еще можно объяснить эффектом театральности, тем, что "актер обязан переодеваться", то с Денисом Сухановым такое не получилось. Между его тремя персонажами нет вообще никакой связи. Единственная полноценная роль из трех - жилец Кривой - хоть и небольшая по объему, решена интересно, а вот Директор училища и несчастный умирающий старик, несмотря на серьезные актерские затраты, выглядят персонажами из массовки, заполняющей сознание Скороходова. Здесь нет даже расчета на зрительское удивление и все ту же театральность (в отличие от "Лондон Шоу"), поэтому соответствующие эпизоды не имеют самостоятельной ценности, они проходные, это немного обидно.
Что касается сценографии, костюмов и музыкального оформления, мне они кажутся очень удачными - в свете поставленной задачи. Спектакль вполне атмосферный и стильный, передающий приметы времени, которое представлено в повести Шмелева, и связывающий то время с нашим.





фото: Сергей Петров
Tags: САТИРИКОН, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments