?

Log in

No account? Create an account
 
 
18 November 2015 @ 01:15 am
"Шага", МХТ, 17 ноября 2015  
Давно хотела увидеть на сцене Ренату Литвинову, но не в классической пьесе, так как в этом случае никуда не деться от важности текста, а то, как играет Рената и что она транслирует, идет над текстом или вне его. Роль во французском спектакле "Шага" (режиссер Мари-Луиз Бишофберже) по абсурдистской пьесе Маргерит Дюрас - практически идеальна для Ренаты. Ее героиня говорит на птичьем языке, она абсолютно естественна, самодостаточна, свободна. Кажется, что она буквально из воздуха впитала в себя шарм, изящество, женственность, легкое дыханье, что это нормально и правильно - ощущать себя птицей, львом, осенним листком, то есть существом, живущим вне условностей человеческого мира.
Если вспомнить образы, родственные Шаге, то на ум прежде всего приходит Мона Анастасии Вертинской из фильма "Безымянная звезда". Там актриса смогла сыграть бОльшее, чем предопределенность, заданную материалом - звезду вне орбиты. Герой Казакова говорит, что создал ее из капли духов, уймы лени и чего-то там еще, но он заблуждается: такие существа нерукотворны. Они рождаются с обостренным эстетическим чувством, а дальше дело времени - вырастить из них настоящие живые произведения искусства. И таковы практически все героини Ренаты Литвиновой - хрупкие и трогательные (как раз днем по тв попала на фильм "Граница. Таежный роман", где она играет именно такую) или ироничные и внутренне сильные, как в "Шаге".

Поскольку пьеса абсурдистская, героине, в отличие от Моны, не понадобилась контрастная массовка в лице многочисленных обитателей городка, мадемуазель Куку и утки, раздавленной товарным. Кроме Ренаты, в спектакле еще только два актера, но о них надо сказать особо. Ксения Лаврова-Глинка замечательно играет женщину, в которой вроде бы есть все то же самое (красота, мечта, ироничность, даже понимание птичьего языка), но нет свободы, поэтому она оказывается противоположностью Шаге. При этом актриса вовлекает зал в происходящее на сцене, а это важно для понимания смысла, иначе зрители рисковали бы весь час просто любоваться "живой Литвиновой", с тем бы и ушли.
Мужчину играет Игорь Хрипунов. Как и героиня Ксении, он - обычный человек, нелепый в своем плаще, слишком длинных брюках, с пустой канистрой в руках. Но в отличие от нее, языка Шаги не понимает (потому что мужчина), зато испытывает к героине Ренаты сильное притяжение. И становится первой (а может, и единственной) ее жертвой, когда она принимает новое, хищное обличье.
С Хрипуновым связан еще один интересный момент: он очень напомнил мне Тимофея Трибунцева - внешностью, манерой, даже тембром голоса. Странно, что, когда я видела его в роли Треплева в богомоловской "Чайке", этого сходства не почувствовала, хотя он там и говорит текст Тимофея. А в "Шаге" его "маленький человек" оказался очень похож.
Спектакль, конечно, экспериментальный, хотя ему уже несколько лет. Продолжительность его всего час. Смотреть имеет смысл прежде всего поклонникам Литвиновой, но Ксения Лаврова-Глинка и Игорь Хрипунов тоже очень интересны, тем более, на маленькой сцене, в двух шагах от зрителей.
 
 
 
Татьяна Сенсемилияsen_semilia on November 20th, 2015 08:46 pm (UTC)
Тоже хочу на Ренату сходить.
Давно в Вишневом саде видела
lotta20lotta20 on November 20th, 2015 08:52 pm (UTC)
уже несколько дней прошло, а она до сих пор перед глазами. Все-таки к этому спектаклю нельзя относиться, как к обычному: несмотря на то что Ксения и Хрипунов очень хороши, уникальность связана с Ренатой.
Татьяна Сенсемилияsen_semilia on November 20th, 2015 08:55 pm (UTC)
На это изначально и рассчитано, мне кажется :-)
lotta20lotta20 on November 20th, 2015 09:05 pm (UTC)
А вот не знаю... Пьеса же написана не на Ренату, и я все пытаюсь представить себе на ее месте сильную актрису, пусть даже "неземную" - типа молодой Елены Соловей. И не получается. На Соловей в Рабе любви и на Вертинскую в Безымянной звезде работала кинорежессура со всеми методами. А тут - никакого отстранения, зал маленький, играет в двух шагах от тебя... причем "натурально так играет")), по всем правилам. А впечатление - будто и не играет.
Татьяна Сенсемилияsen_semilia on November 22nd, 2015 09:05 pm (UTC)
надо посмотреть этот спектакль
раз так хорошо играет, будто не играет :-)