?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 November 2015 @ 03:09 pm
"На дне" Театр на Юго-Западе, 26 ноября 2015  
Этот спектакль я уже видела несколько лет назад и поразилась режиссерскому решению. Мир ночлежки представлен сложной метафорой: иногда это тюрьма (что логично), но временами персонажи кажутся обитателями затонувшего корабля, то есть "дно" получает прямой смысл. Спектакль далек от "традиционных трактовок", от "реализма", по которому вдруг затосковали не только некоторые зрители, но даже часть театральных деятелей. Он очень поэтичный и страстный, что может быть неожиданным для многих - но у Горького это есть, и не только в "романтических" произведениях, но и в самой пьесе - одной из лучших пьес мирового репертуара, на мой взгляд.
Сценография - простая, как и во всех спектаклях Валерия Беляковича. Несколько рядов тюремно-ночлежных нар (они же - койки в трюме корабля), никакого тряпья, мусора, о котором постоянно говорят персонажи, вообще никакого реквизита. Это царство театральной условности: чистое пространство сцены, холодный таинственный свет... Та же условность - во внешности персонажей. У актрис современные прически, костюмы не приписаны ни к какому времени: белые, светлые, чистые. Может быть меня подводит память, но кажется, что раньше кружевные, похожие на домашние пеньюары, платья женщин были заштопаны и заплатаны, и от этого возникал особый эффект: персонажи казались призраками, утопленницами в одежде, которая лишь прикидывается настоящей, земной. Костюмы Ирины Бочоришвили - это вообще нечто особенное, в них заложена парадоксальность, которая делала спектакли Беляковича еще более интересными, неожиданными, сложными. Сейчас они выглядят проще - вещами из магазина женского белья. Повторяю: я могу ошибаться, но у меня в памяти костюмы женщин остались как что-то абсолютно театральное, а не купленное в магазине.

Трактовка пьесы во многом определяется выбором актера на роль Луки. За все годы существования спектакля Луку играли Сергей Романович Белякович, Игорь Китаев, может быть, кто-то еще... Теперь его играет Алексей Мамонтов. Если Сергей Белякович был Лукой-философом, странником по миру, то нынешний Лука больше похож на современного гуру, учителя жизни. Он артистичен, наполнен внутренней энергией, для него важно воздействовать на людей, ему нужна паства. И обитатели ночлежки тянутся к нему, готовы идти за ним по коридору света. А Настя, может быть, и пойдет, будет его искать - она сильнее всех нуждается в пастыре. Поэтому простой уход Луки, оправданный сюжетом, мне не показался убедительным: для него финал истории Пепла должен был стать личным поражением.

Три лучшие актерские работы спектакля - Сатин (Валерий Афанасьев), Васька Пепел (Александр Наумов), Настя (Галина Галкина). Это очень продуманные и цельные роли, энергетически затратные, сыгранные с потрясающей самоотдачей. Хотя я была рада видеть всех остальных - родные, прекрасные лица. Не хватало только пробежек-проплясов Алексея Матошина в роли Алешки - "ничего не хочу, ничего не желаю..." Неожиданно сильно не хватало: эти его минутные выходки помогали созданию особого, призрачного мира спектакля.
В целом - замечательно! Я понимаю учителей, которые хотят ознакомить своих учеников с материалом программной пьесы именно в этом театре. К сожалению, обилие подростков в зале несколько мешает и зрителям, и актерам, но тут уж надо смириться: пусть смотрят! Это действительно очень важный и полезный спектакль.
И еще раз - спасибо за приглашение http://teatr-uz.ru/ и mosblog
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on December 5th, 2015 04:12 pm (UTC)
Re: Три лучшие актерские работы спектакля
Афанасьев, Наумов, Галкина - те, кто играет с премьеры, реликты прежнего ЮЗ

а подростки в зале, это видимо приметы нового ЮЗ (и всех театров с плохой посещаемостью, центральных тоже, недавно был в Сфере, тоже зрителей классами приводят)

в конце этого сезона спектаклю 20 лет исполняется, он еще жив, это радует...
lotta20lotta20 on December 5th, 2015 04:25 pm (UTC)
Re: Три лучшие актерские работы спектакля
Вроде бы там еще реликты были, не только эти трое... Хотя я смотрела в прошлый раз несколько лет назад, а не 20, так что трудно судить) Главное, думаю - площадка. Я во МХАТе ничего Беляковича не смотрела, в Нижний не ездила. А вот в театр Станиславского в тот год пару раз сходила. На мой взгляд, перенос на другие сцены убивает спектакли ВРБ, а на родной они и через 20 лет живые.
На спектакли по произведениям школьной программы всегда водят учеников - если классами, то плохо. Лучше бы родители водили или еще кто-то, но не организованно.
LiveJournal: pingback_botlivejournal on January 11th, 2016 08:40 pm (UTC)
Блогеры в театра на Юго-Западе
Пользователь mosblogofficial сослался на вашу запись в своей записи «Блогеры в театра на Юго-Западе» в контексте: [...] "На дне" "На дне" Театр на Юго-Западе, 26 ноября 2015 [...]