?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 December 2015 @ 01:27 pm
Возвращение "Отелло" (на сцене Планеты КВН), 29-30 ноября 2015  
"Отелло" бьет все рекорды по изменчивости, он действительно "неверный, как вода", которая обильно льется на сцене - теперь уже не на родной сатириконовской, а на сцене Планеты КВН.
Я за два года видела разные "редакции" спектакля: долгие, короткие, с переставленными сценами, абсолютно экспериментальные... В "Отелло", как и в "Чайке", Юрий Бутусов ищет новые способы работы с залом. Если в "Чайке" он втягивает зрителей внутрь спектакля и совершает вместе с ними ритуал театрального таинства, то в "Отелло" мы попадаем в творческую лабораторию режиссера. Зрители присутствуют и на самом действии, и как бы на репетициях, и как бы за кулисами. При желании можно легко зацепить те моменты, когда актер перевоплощается в персонажа... оставаясь при этом человеком. По форме это игра, которая жизнь - и это спектакль!

"Отелло" - не механический набор сцен, которые режиссер тасует в произвольном порядке, в надежде наконец-то окончательно "сложить" спектакль, а свободная структура. Его изменчивость заложена в нем изначально, он так задуман.
Сейчас, во время ремонта основной сцены Сатирикона, для создания новых редакций появились "уважительные" причины - производственная необходимость. Сцена Планеты КВН меньше сатириконовской, зал по-другому устроен, меньше необходимых площадей, и вообще театр здесь в гостях. Поэтому неизбежны потери.
Первая, серьезная - отсутствие занавеса. Заходишь в зал - сцена, как на ладони. Занавес в спектакле выполнял несколько функций, так что теперь многое выглядит по-другому: изменился ряд мизансцен, а некоторые сцены (например, игра Отелло с черно-белыми руками) потеряли в выразительности.
Стало намного меньше реквизита, а ведь именно его избыток во многом определял смысл спектакля. Очень жаль принципиально важное - коробки, поющую собачку, портрет Пушкина и вообще всю обстановку "кухни" Яго. Яичницу он еще жарит, но вся эта сцена теперь другая. Кстати, 29-го включенное Яго радио выдало такую порцию новостей про "турецкие события", что протянулся прямой мост от морских битв Отелло с турецкой эскадрой в наши дни. Это было очень удачно, но 30-го не повторилось: радио вообще убрали. Как и "женские штучки". Ушла из спектакля (пока) сцена с тремя Эмилиями - тут уж дело не в занавесе и реквизите, а в чем-то другом.
Упрощение спектакля плохо сказалось на одной из ключевых сцен - "обнаженной". Теперь на пути Отелло не расстилают бархатное траурное покрывало. Вроде бы мелочь, но таким образом зрителей настраивали на мрачно-торжественный лад, что позволяло им правильно пережить сцену, которая и так у демократичной сатириконовской публики проходит с большим риском. Теперь из-за отсутствия занавеса нет формальной преграды между зрителями и актерами, а Отелло идет не по черному бархату, а по простому дощатому помосту, от этого меняется эффект.

Что можно отнести к плюсам? Честно говоря, не уверена, что это плюсы, но спектакль стал короче, динамичнее, проще для восприятия. Это уже не арт-хаус, а зрелище, рассчитанное на широкую публику. 30-го ноября были еще изменения, он игрался четче, слаженнее. По-новому проявился Яго (во время монолога Отелло практически влез в его сознание через окно, а в финале - вылез). Понятно, что и дальше нас ждет много нового. Главное же состоялось: подтвердилось, что спектакль, сохраняя смысл и внутреннюю цельность, действительно существует в разных вариантах - как поток жизни и поток сознания человека.
Следить за театральными метаморфозами "Отелло" безумно интересно: любые изменения приоткрывают разные стороны заложенного в нем смысла. Кстати, это касается не только работы режиссера. За два года сильно изменились (и внутренне, и внешне) исполнители главных ролей, а вместе с ними и их персонажи - Отелло, Яго, Дездемона. В них проявляется бОльшая глубина понимания того, что происходит в спектакле, но при этом сохраняется актерский азарт, обаяние, увлеченность игрой. Просто счастье - что спектакль сохранился в репертуаре и живет!
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on December 22nd, 2015 08:37 am (UTC)
Отелло-планета (КВН)
ходил вчера по второму разу (я теперь все бутусовские постановки в Сатириконе по 2 раза видел)
а Вы наверное только КВН-вскую версию раз третий смотрели, не меньше?

изменился спектакль, упростился
первое действие более ясное стало, меньше сумбура в первых сценах и текст стал доходить до зрителя,
разговорные сцены - Яго и Яго+Отелло - очень сильно цепляют публику, аж дух захватывает
и финал первого действия прекрасен

второе действие хуже стало, текста мало и все рассыпается на череду эпизодов
линейной логики там и не должно быть (кроме сюжетной линии, которой все-таки придерживаются)
а вот нелинейная была, а теперь пропадает
только финал держит (лицо Дездемоны, как визуальная эмблема)

в финале уже нет квартета, а есть три трупа и Яго покидает сцену
брехтовское начало сильнее проявилось, отстранение актера Трибунцева от персонажа
актер выходит на сцену и приглашает зрителей (вилкомен, дамен унд херрен) на театральную лекцию
lotta20lotta20 on December 22nd, 2015 11:19 am (UTC)
Re: Отелло-планета (КВН)
Да, я третий раз смотрела - а как вы догадались?)) То есть КВН-овские видела все.
Первый в сезоне был сумбурен, сохранял реликты прежнего (урезанные "женские штучки", собачку в руках Отелло), Яго нормально умер. А вчерашний - уже сложившийся, видимо, повторил второй вариант, только радио вернули - но с "Эхом Москвы", а не с новостями.
"Отстранение" Трибунцева мне не всегда нравится, оно иногда переходит в то, что близко к "заигрыванию с публикой", но цель понятна. Еще обратила внимание (сидела близко), что Суханов готовится "играть Отелло" более явно - это действительно актер перед выходом на сцену, не только по внешнему поведению (одевается, гримируется), но и психологически.
И еще: вдруг поняла (после измененного финала), что Яго очень хотел, чтобы Отелло задушил жену, а в итоге сам задушил свою жену. Как погибла Дездемона - не вполне понятно. Яго всегда душил Эмилию, но связь была неочевидной.
Я уверена, что спектакль еще изменится. Мне очень жаль, что он упростился, что много отдельных потерь, но хотя бы сохранился.

Edited at 2015-12-22 11:41 am (UTC)