?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 December 2015 @ 01:37 am
Еще о "Тихом Доне"  
То, о чем я хотела, но боялась написать. Точнее, боялась увести тему в сторону от всяких там художественных достоинств и недостатков, хотя главное в подобной экранизации - это все-таки смысл!
Прочитала в комментах одного из постов на фб, посвященных "Тихому Дону", и согласна полностью.

Вадим Межуев: Я думаю, большинству критиков и особенно критикесс сериала Урсуляка больше нравится Ленин в исполнении Щукина или Штрауха, чем Ленин в фильме Сокурова "Телец". Там великий вождь, обаятельный и простой человек, тут жалкая развалина. Ведь куда приятнее смотреть на первого, чем на второго. А что фильмы о Ленине снимались в разное время и с разными целями, мало кого интересует. Также и с Тихим Доном. Все хотят видеть его героев такими, какими их видели советские зрители, не понимая, что время изменилось и в плане восприятия самого романа, и в плане чисто кинематографических средств его перевода на экран. Паратов в фильме Протазанова (Кторов) мне тоже больше нравиться Паратова (Михалков) в фильме Рязанова "Жестокий романс". Но последний намного ближе к современному восприятию разбогатевшего купчика, чем первый. И героев фильма Урсуляка надо воспринимать не только как исторических персонажей, но и как автопортрет нас самих и нашего времени. Похоже, мы сами себе не нравимся.

Вадим Межуев: Вчера досмотрел сериал. Ощущение какой-то вселенской трагедии, не оставившей в живых практически никого из огромной и достаточно зажиточной семьи. И мне пришло в голову, что сериал, хотя и снимался по мотивам романа Шолохова, в действительности имел в виду первоисточник этого романа, если такой был (кто знает, тот понимает , о чем я пишу). Убраны все экивоки в сторону красных и большевиков, обязательные в классическом произведении советской литературы. Впечатление, что роман был написан убежденным противником советской власти, создавшим гениальное полотно о гибели казачества и его наиболее ярких представителей в огне революции и гражданской войны. Нет, точно, этот фильм не по роману Шолохова, каким мы его знаем, он создан в какой-то прямой полемике с толкованием этого романа в экранизации Герасимова.
Комменты взяты отсюда
https://www.facebook.com/slava.shmyrov/posts/10203589832585296?pnref=story

(Вадим Михайлович Межуев - род. в 1933 г., российский философ и культуролог. Не путать с его сыном - Борисом Межуевым, зам. глав. ред. газеты "Известия". Вечный идейный конфликт "отцов и детей" в данном случае повернут на 180 градусов).
 
 
 
gala_spb on December 5th, 2015 09:04 am (UTC)
Для меня "Тихий Дон" начинался не с фильма Герасимова, а со спектакля БДТ. И с Григория, которого играл О.Борисов. Я не сравниваю (пока), но взгляд Урсуляка ближе к позиции Товстоногова.
По поводу отсутствия предистории. Да, это так. Но это ведь юыло сделано сознательно, первые довоенные сцены - это "потерянный рай", призванный служить контрастом к финальной пустоте.
О музыке - это отличительный недостаток Урсуляка, вспомните "Ликвидацию", там было в точности то же самое. Приходится как-то абстрагироваться :).
А Денис Суханов - это был тот украинский выжига, который не хотел давать коней красным? Я еще подумала, но слишком коротким был эпизод :)
lotta20lotta20 on December 5th, 2015 12:21 pm (UTC)
Спектакль с Борисовым я видела в записи фрагментами, вроде бы есть целиком, надо поискать. "Потерянный рай" служит контрастом к финалу, но сильно все упрощает: ведь причина беды не только во внешней силе. И в Коршунове, и в Кошевом уже были те корни, которые потом проросли.
С музыкой - так и есть, но это связано с сериалами, в фильмах Урсуляка она используется намного лучше, мне кажется. А тут - прямая иллюстративность.
Денис - да, тот забавный хохол, 1-минутный эпизод:)