?

Log in

No account? Create an account
 
 
14 December 2015 @ 07:21 pm
Фильмы в контексте  
Когда пересматриваешь старые (иногда не очень) фильмы и спектакли, острее всего чувствуешь смену эпох. С книгами не так: они в меньшей степени напоминают о конкретности момента, о том, что происходило в дни, когда читал, здесь важнее изменение собственного возраста, чем времени за окном (у меня так, по крайней мере).
Есть резонансные фильмы и сериалы, вызывающие шумиху в прессе, подробно обсуждаемые в сети и в личных разговорах - те, что смотрят почти все. Подготовка к съемкам и съемочный процесс - дело долгое, и создатели не всегда в итоге получают тот результат, на который рассчитывают. То есть социально-исторический контекст оказывается столь же значимым, как замысел фильма и его художественное воплощение. Значимым - для восприятия (а без зрителя фильм так же не может существовать, как и спектакль, "абсолютной" ценности не существует).

У меня получилось так, что после совсем свежего "Тихого Дона" я пересмотрела "Бесов" Хотиненко - тоже фильма не старого, вышедшего полтора года назад. Но эти полтора года, как выяснилось, в нынешней ситуации - очень большой срок.
Две экранизации культовых произведений с обширной зрительской аудиторией. У "Бесов" она несколько меньше и качественно другая: в обсуждениях участвовали те, кто в теме (плюс разные психи, которые имеют свое непререкаемое мнение по любому поводу). Если в случае с "Тихим Доном" даже не читавшие роман лезли критиковать с таким видом, будто читали (принимая фильм Герасимова за нечто безусловное), но оценивали больше сюжет, героев и бытовые подробности, то не читавшие "Бесов"... тоже лезли критиковать, но уже со стороны идеологии. Я перечитала свой отзыв того времени и вспомнила, что фильм тогда воспринимался прежде всего как идеологический манифест консервативных сил - на фоне "майданного" настроения. http://lotta20.livejournal.com/249320.html Теперь, как ни странно, он мне понравился больше: "реакционность" никуда не делась, но ушли многие аллюзии с моментом. Есть, правда, сцены, которые режут глаз прямым посылом. Ну так и у Урсуляка они есть. И здесь дело не столько в посыле, сколько в его грубости. Вечная экономия и отсутствие времени плохо сказываются на художественной стороне фильмов.
Зато проступило ценное: авторский взгляд на роман (независимо от согласия с ним), визуальная красота, отличная музыка Айги, увлекательность и несколько прекрасных актерских работ. Я даже с Шагиным-Верховенским смирилась, несмотря на перебор с театральностью: талантливый актер, что тут сделаешь! Лучше разглядела Шатова-Ткачука, хотя и тогда заметила и оценила. Но настоящее открытие - Марья Тимофеевна Лебядкина в исполнении Марии Шалаевой. Заострена до гротеска, при этом абсолютное вживание, точность движений и интонаций - просто глаз не отвести! Очень хороши актеры старшего поколения. Так, Степана Верховенского не убил даже неудачный грим, превративший лицо Костолевского в маску - роль очень сильная.
А с маской Дракулы на лице Ставрогина я так и не смирилась, но тут уж ладно... Спишем на то, что я предвзята к Матвееву (когда я с кем-то не согласна в оценке актера, мне говорят, что я предвзята)).
Важный момент: у меня почему-то пропала охота навешивать ярлыки "бесов" на конкретных нынешних фигурантов или на соц. движения. Как-то понимаешь, что картина мира сложнее, чем представляется сию минуту, и фильм это подтверждает.

Другая история - "Ширли-мырли", на которых случайно попала по тв. Фильм не то что не потерял актуальность - он обрел новую. Бьет сатирой по болевым точкам времени, прежде всего по ксенофобии. А уж патриот-антиамериканец Суходрищев - это вообще запредельное. Как и возвращение в нашу жизнь в полную силу персонажа Арцибашева - сотрудника "органов". Разница лишь в том, что теперь он победитель, а в фильме у него глубинная мрачность на лице: глаза бы его не глядели на всех этих музыкантов-шниперсонов и американо-российскую любовь. Прям даже кажется, что власти этот фильм должны запретить или задвинуть, там много интересного, включая всеобщий отлет на Канары (вместо Турции, видимо). Пока что только приглушили даже не мат (его там и не было, по-моему), а просто грубую лексику, из-за чего фееричные реплики Суходрищева звучат совсем забавно. А как же прекрасен Олег Табаков в этой роли!))

Tags:
 
 
 
lica_alicalica_alica on December 14th, 2015 11:45 pm (UTC)
"Ширли-Мырли" могу смотреть с любой минуты))
lotta20lotta20 on December 14th, 2015 11:50 pm (UTC)
Так и я стала смотреть, откуда включила и до конца)) И прифигела от того, каким дерзким временами кажется фильм - почти "шарли"))