?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 December 2015 @ 07:29 pm
"Бунтари" МХТ, прогон, 18 декабря 2015  
Если предыдущий спектакль Александра Молочникова "19.14" все же прикидывался взрослым и старался соответствовать, то "Бунтари" уже ни в чем себе не отказывают. Это спектакль открытый, драйвовый, переполненный молодым задором, неровный, иногда бестолковый - но этим он и выигрывает. Он дает возможность на 2 часа оказаться в поле почти абсолютной свободы, при том что в течение тех же 2-х часов мы по сути узнаем, почему свобода в принципе не достижима: в спектакле осмеиваются романтические представления о "бунтарях" с упором на декабристов, народовольцев, анархистов, нечаевцев, якобинцев, но список можно расширить.
Честно говоря, я побаивалась такого подхода: анализировать в образной форме причины провала наших социальных экспериментов очень трудно. Опасалась легкомыслия, незрелости, поверхностных суждений, чего было логично ожидать от столь молодого режиссера и его сподвижников, у которых даже готовой пьесы не было. Оказалось, что все не так: нам наглядно показали, что свобода все же достижима, но она не имеет никакого отношения к социальным преобразованиям. Свобода - это творчество (музыкантов, поэтов, художников всех мастей, а также зрителей, которые тоже являются творцами). Все они по сути сублимируют, переводят в сферу искусства и игры свои мечты о справедливости, равенстве, какой-то прекрасной жизни, и лишь не имея такой возможности, берутся за оружие или устраивают заговоры. Недаром центральный образ спектакля - Солнце русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин в исполнении Григория Сиятвинды, который так и просиял солнцем весь спектакль, а в финале вообще вознесся ввысь. Пушкин - с его вольнолюбием и нежеланием (возможно, бессознательным) направлять свое "бунтарство" в практическую, социальную плоскость.

И недаром такой серьезный оммаж (как это принято теперь называть) направлен в сторону Юрия Бутусова, у которого слово "свобода" с языка не сходит. Александр Молочников, выскочивший на сцену в начале спектакля в майке с портретом Бутусова и отплясывающий вместе с актерами - это эффект! Но много и других аллюзий: в сценографии воссоздается обстановка питерской коммуналки (можно даже подумать, что половину барахла из сатириконовского "Отелло" перевезли сюда, недаром теперь в "Отелло" пустовато), у Ильи Деля позеленел ирокез (отсыл к Соленому); девушки, заманивая в грот студента Иванова, напевают "Женские штучки" (тоже исчезнувшие пока из "Отелло"); при желании можно отнести сюда же кентавра, кринолин Катерины Ивановны и вообще питерскую атмосферу... Но это не заимствования, не подражание - потому что не заимствуется авторская интонация. Если жанр некоторых постановок Бутусова можно определить так же - рок-спектакль - то это совсем другие рок-спектакли. А некоторая преемственность есть - не случайно команда "19.14" усилена за счет бутусовских актеров Григория Сиятвинды и Ильи Деля (а еще было очень приятно увидеть там чудесную Нину Гусеву, не так давно игравшую в Сатириконе). Кстати, и помреж спектакля когда-то работала с Бутусовым - это к слову.
Между тем, "Бунтари" - спектакль технически сложный, особенно в рамках Малой сцены. Много реквизита, живая музыка и довольно много участников, причем поющих, танцующих, катающихся на роликах - при быстрой смене мизансцен. Пока что есть некоторые зависания, а временами сумбурность, но это не фатально и явно поправимо со временем.
Помимо вышеназванных, наиболее сильное впечатление произвели Павел Ворожцов, Артем Волобуев, Светлана Иванова-Сергеева, Александр Кузнецов, но понравились, в общем-то, все актеры.
Понравился и текст - смешной, неглупый, интересный. Его роль и роль музыки в спектакле практически равноправны.





Фото: Галина Фесенко и Сергей Петров
 
 
 
Татьяна Сенсемилияsen_semilia on December 20th, 2015 10:43 pm (UTC)
а я и не знала...