?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 December 2015 @ 05:15 pm
к-ф "Братья Ч" реж. Михаил Угаров  
Когда показывали по "Культуре", я пропустила, но потом нашла в сети. Фильм очень хороший, в нем получилось важное: нет отдельных "Чехова в жизни" и "Чехова-писателя", есть один цельный человек, чье творчество выросло из личного опыта, бытового сора, идиотизма семейной жизни. И для этого даже не понадобилось усаживать актера за письменный стол, все получилось как бы само собой - благодаря кадру, лицу Егора Корешкова, многочисленным знакомым репликам, которые потом вошли в рассказы и пьесы, а здесь звучат буднично и живо, без всякого хрестоматийного глянца.
Фильм производит обманчивое впечатление любительского, смотришь его несколько отстраненно, как будто наблюдаешь за эпизодами одного дня из жизни знакомой семьи, заснятыми на камеру - сочувствуя, оценивая, обсуждая, может быть, даже сплетничая, но не вторгаясь в чужое личное пространство. Это очень интересный, абсолютно не музейный подход к культовому образу великого писателя. Герои максимально приближены к нам, бытовая и историческая достоверность выдержана не слишком строго. Так, отец Чеховых (Сергей Греков) больше похож на лощенного нынешнего дельца, отдыхающего в своем загородном доме, чем на разорившегося купца, да и у других персонажей современные, точнее, вневременные лица. Зато сохранена достоверность человеческих отношений.

Чехову 26 лет, он пишет короткие рассказы, высчитывая, сколько составит гонорар при соответствующей цене за строчку, и еще не до конца выдавил по капле из себя раба. В нем немного чувствуется Тригорин и сильно - Лопахин. Лопахин, в котором победила "душа артиста", он стал писателем, но сохранилась купеческая расчетливость, купеческая ответственность за свое дело и своих близких и комплексы битого потомка крепостных.
А в братьях не осталось ничего купеческого (кроме комплексов) - это богемные персонажи. Несчастный, трогательный, явно талантливый Николай (Александр Молочников) остро чувствует свою обреченность, так что ему уже не до творчества, он нуждается в душевном тепле близкого человека, движении, которое дает ему ощущение жизни (Антон отказывается верить в его чахотку, бессознательно отгоняя от себя предчувствие собственной будущей болезни). Александр (Артем Григорьев) то ли "профукал" свой талант, то ли вообще не дал ему раскрыться, у него начинается алкогольное изменение личности, он жалеет себя и завидует брату, по его мнению, узурпировавшему имя Чехова. Но именно ему суждено стать отцом другого великого Чехова - Михаила, эта линия заложена в фильм с появлением Натальи Гольдман (Александры Ребенок). Актеры играют прекрасно, особенно на крупных планах - точно, органично: и интроверт Корешков, и эмоционально открытые Григорьев и Молочников, и стильная Ребенок.
Мне не очень понравилась финальная биографическая справка о будущем героев. С одной стороны, Чехов представляется Мировой душой, заключающей в себе всех своих близких и знакомых, все впечатления и события своей и их жизни. С другой - фильм становится похож на учебную передачу.
Но в целом он очень хорош. И очень красив: прекрасна летняя природа, утро, день, вечер, ночь, туман, роса, зной; красивы братья Ч, временами полуобнаженные, а то и полностью обнаженные (лето, озеро, купания). Сложная звуковая палитра: птичий клекот, цикады, жужжание мух, шелест листьев и травы. Композитор - Александр Маноцков, видимо, занимался не только своей музыкой, но и всем звукорядом. Жаль только, что временами речь актеров неразборчива. Интересная операторская работа - с крупными планами и своеобразными ракурсами. Очень хороший монтаж - одна из причин, почему так легко смотрится фильм, даже сцены с минимумом внешнего движения.

Tags: