lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Category:

"Ричард Третий" Коляда-театр, 24 января 2016

Спектакль не просто выявляет прямую связь между стремлением к власти и физиологией, из него следует, что физиологические процессы и есть первопричина всех ужасов внешних и внутренних войн. Власть рассматривается как основной инстинкт.
Ричард-Ягодин максимально физиологичен, в самом простом и понятном смысле - и соответственно, максимально властолюбив. Понятно, что это уже патология: он урод, садист, гитлер, изувер. Но другие к власти и не приходят, она им не нужна (это показывает финал, когда новый король оказывается наделенным теми же пороками и уродствами и даже говорит теми же словами, что и Ричард).
"Животное начало" усилено (по сравнению даже с "Гамлетом"), "змеиное"- тоже (по сравнению даже с "Королем Лиром"). Персонажи издают резкие птичьи крики, воют, скулят, гавкают, шипят. В тарабарщине чувствуется немецкий акцент (в спектакле больше всего аллюзий с Гитлером, но и Наполеон присутствует). Вначале Ричард долго плетет паутину, живая змея в его руках- похоть и коварство, но к тому же верный способ вызвать отвращение и испуг у зрителей - именно на физиологическом уровне. Из-за чайных пакетиков, которые постоянно засовывают в рот (открывая их, как презервативы), из-за мутной кровавой жижи, которую хлебает (и выплевывает) Ричард у особо чувствительных возникают спазмы желудка. Вообще, все эти орально-генитально-"сортирные" методы очень эффективны, но слишком настойчиво бьют в одну точку.
"Детская тема" тоже присутствует, но как бы формально. Есть игрушки, рогатка в руках Ричарда (и не только у него). Кстати, из маленького Йорка мог выработаться злодей не хуже, если бы его не убили. В борьбе за власть побеждает тот, в ком больше "основного инстинкта", развитию которого способствует жизнь в "животном мире", где не только Ричарда не любят - вообще никто и никого.

Это пьеса с одним центром, с единственным главным героем, но в спектакле все остальные совсем уже сливаются в бесформенную массу (даже леди Анна в исполнении Ермоловой). Впервые у Коляды мне не понравились "массовые сцены". Одна из причин - музыка. "Готичный", пафосный "марш Воланда" кажется заезженным, особенно после прошлогоднего ролика-коуба "Новый год в аду". Еще одна причина - костюмы. "Помоечный" стиль Коляды - это все-таки стиль, а тут - набор пестрого-дешевого-блескучего барахла, у которого практически отсутствует эффект театральности. На этом фоне Ричард в майке-алкашке и чем-то похожем на семейные трусы кажется эталоном вкуса.
В финале Ричард наказывает себя понятным ему способом - хлещет по голой спине пучком змей, как сектант-фанатик. В это же время он и произносит свой знаменитый монолог. Олег Ягодин от начала и до конца ведет спектакль, роль физически затратная и вообще очень тяжелая; лучшее важное в спектакле - и по смыслу, и по художественной выразительности - это его сцены, его актерская самоотдача.
Tags: Коляда, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments