?

Log in

No account? Create an account
 
 
25 January 2016 @ 02:50 am
"Ричард Третий" Коляда-театр, 24 января 2016  
Спектакль не просто выявляет прямую связь между стремлением к власти и физиологией, из него следует, что физиологические процессы и есть первопричина всех ужасов внешних и внутренних войн. Власть рассматривается как основной инстинкт.
Ричард-Ягодин максимально физиологичен, в самом простом и понятном смысле - и соответственно, максимально властолюбив. Понятно, что это уже патология: он урод, садист, гитлер, изувер. Но другие к власти и не приходят, она им не нужна (это показывает финал, когда новый король оказывается наделенным теми же пороками и уродствами и даже говорит теми же словами, что и Ричард).
"Животное начало" усилено (по сравнению даже с "Гамлетом"), "змеиное"- тоже (по сравнению даже с "Королем Лиром"). Персонажи издают резкие птичьи крики, воют, скулят, гавкают, шипят. В тарабарщине чувствуется немецкий акцент (в спектакле больше всего аллюзий с Гитлером, но и Наполеон присутствует). Вначале Ричард долго плетет паутину, живая змея в его руках- похоть и коварство, но к тому же верный способ вызвать отвращение и испуг у зрителей - именно на физиологическом уровне. Из-за чайных пакетиков, которые постоянно засовывают в рот (открывая их, как презервативы), из-за мутной кровавой жижи, которую хлебает (и выплевывает) Ричард у особо чувствительных возникают спазмы желудка. Вообще, все эти орально-генитально-"сортирные" методы очень эффективны, но слишком настойчиво бьют в одну точку.
"Детская тема" тоже присутствует, но как бы формально. Есть игрушки, рогатка в руках Ричарда (и не только у него). Кстати, из маленького Йорка мог выработаться злодей не хуже, если бы его не убили. В борьбе за власть побеждает тот, в ком больше "основного инстинкта", развитию которого способствует жизнь в "животном мире", где не только Ричарда не любят - вообще никто и никого.

Это пьеса с одним центром, с единственным главным героем, но в спектакле все остальные совсем уже сливаются в бесформенную массу (даже леди Анна в исполнении Ермоловой). Впервые у Коляды мне не понравились "массовые сцены". Одна из причин - музыка. "Готичный", пафосный "марш Воланда" кажется заезженным, особенно после прошлогоднего ролика-коуба "Новый год в аду". Еще одна причина - костюмы. "Помоечный" стиль Коляды - это все-таки стиль, а тут - набор пестрого-дешевого-блескучего барахла, у которого практически отсутствует эффект театральности. На этом фоне Ричард в майке-алкашке и чем-то похожем на семейные трусы кажется эталоном вкуса.
В финале Ричард наказывает себя понятным ему способом - хлещет по голой спине пучком змей, как сектант-фанатик. В это же время он и произносит свой знаменитый монолог. Олег Ягодин от начала и до конца ведет спектакль, роль физически затратная и вообще очень тяжелая; лучшее важное в спектакле - и по смыслу, и по художественной выразительности - это его сцены, его актерская самоотдача.
 
 
 
LiveJournal: pingback_botlivejournal on January 25th, 2016 05:44 am (UTC)
"Ричард Третий" Коляда-театр, 24 января 2016
Пользователь kolyadanik сослался на вашу запись в своей записи «"Ричард Третий" Коляда-театр, 24 января 2016» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Ричард Третий" Коляда-театр, 24 января 2016 [...]
Лев Семёркинlev_semerkin on January 25th, 2016 09:10 am (UTC)
Ричард III и "Ричард III"
роль Ричарда III скорее получилась, чем нет,
а спектакль, наоборот, скорее не получился
lotta20lotta20 on January 25th, 2016 09:54 am (UTC)
Re: Ричард III и "Ричард III"
Я тоже так думаю. Но увидела другого Ричарда, чем вы)) Он мне совсем не кажется мальчишкой.
Лев Семёркинlev_semerkin on January 25th, 2016 09:58 am (UTC)
Re: совсем не кажется мальчишкой
только первый выход - мальчишка с рогаткой
второе действие от начала до конца - Калигула
(он перерос их всех)

а спектакль что-то сильно напомнил Юго-запад в период падения

правда на утро все больше вспоминается сильных визуальных метафор
lotta20lotta20 on January 25th, 2016 10:35 am (UTC)
Re: Юго-Запад
Мне тоже напомнило - в нерадостном смысле. А игра потоками света (тазиками) - финал Гамлета ЮЗ, но там это сильнее.
Костюмы Ричарда убили просто, перекрывают пестротой "визуальные метафоры"
Спектакль тащит на плечах Ягодин, со страшным усилием, по-моему. Но в итоге добивается результата - уж не знаю, какой ценой для себя.
Лев Семёркинlev_semerkin on January 25th, 2016 10:41 am (UTC)
Re: в нерадостном смысле
да-да, в нерадостном

визуальные метафоры не цветом,
действием, ритуалами
вот вспомнился поднос со стаканами
lotta20lotta20 on January 25th, 2016 10:49 am (UTC)
Re: стаканы
Поднос - да, сильно!
Но в памяти больше осталась толпа в пестрых блескучих лохмотьях - орущая и бестолковая((
Лев Семёркинlev_semerkin on January 25th, 2016 12:07 pm (UTC)
Re: толпа в пестрых блескучих лохмотьях
Верки-Сердючки
:)
манерная знать неопределенного пола-возраста

и ведь у Коляды всегда такие толпы орущие и такой китч
но в прежних спектаклях они были толковые, а в этом бестолковая,
почему?
lotta20lotta20 on January 25th, 2016 12:58 pm (UTC)
Re: почему?
Вот думаю... Во-первых, эти костюмы уже не кич, а просто барахло, нет стиля, а яркость - с перебором. Во-вторых, этот "марш Воланда" очень попсовый и одновременно пафосный, а тут еще и орут все. Для сравнения - начало Гамлета, в котором вроде бы то же самое, но четкая мысль и нет внешнего хаоса.
Правда, про горы реквизита в Отелло ЮБ тоже говорили, что перебор и в итоге просто мусор вместо мысли, но я этот перебор воспринимала как концепт. А в Ричарде почему-то нет.