?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 April 2016 @ 01:53 am
"Идиот" реж. Максим Диденко, театр Наций, 4 апреля 2016  
Новый "Идиот" выдержан наполовину в стиле клоунады, наполовину - в стиле старых видео-игр. И музыка соответствующая, порой чуть ли не восьмибитная, и часть сцен напоминает картинки игр (например, дом Рогожина). Иногда ритм денди и нинтендо сменяется ритмом сердечных сокращений, и это действует завораживающе - одна из причин, почему спектакль продолжает держать, когда расклад уже понятен, а сюжет тем более известен (композитор - Иван Кушнир). Кстати, тем, кто не читал роман (и не смотрел сериал), либретто - обязательно: в спектакле использованы хрестоматийные сцены, но решены они с присущей режиссеру фантазией, непросвещенный зритель может не разобраться. Меня, конечно, особенно интересовал финал: тут, как в случае с "немой сценой" из "Ревизора", ставить по-писаному невозможно. И в финале да, был сюрприз, хотя, конечно, посветлее и полегче, чем когда-то в "Даун Хаусе".
Основа сценографии (художник - Павел Семченко) - серая (или белая) фанерная стена с дверными и оконными прорезями, по конфигурации напоминающими гроб, выглядит совершенно по-достоевски. На нее сначала проецируется "швейцария" - темные силуэты елочек, кровавые молнии и швейцарские красные кресты. А по другую сторону стены (она установлена на театральном круге и, когда надо, вращается) - три лошадки, на которых Мышкин, Рогожин и Лебедев (по железной дороге!) едут в Россию. Лошадки - цирковые, но они же - кони всадников Апокалипсиса, и каждая закреплена за своим героем: конь бледный - за Мышкиным, конь вороной - за Настасьей Филипповной, красный конь - за Рогожиным.

Персонажей - всего шесть, а играют их четыре актера. Мышкин (Ингеборга Дапкунайте) и Рогожин (Евгений Ткачук) прекрасны в тандеме, особенно в начале, когда они по-детски трогательно заботятся друг о друге - названые братья, несчастные клоуны. Развития образов в дальнейшем не происходит, персонажи остаются масками, зато какими! Это не белый и рыжий клоун, не Пьеро и Арлекин, а невинный ребенок и подросток, раздираемый страстями и гормональными бурями и не знающий, что со всем этим делать.
Роман Шаляпин играет Лебедева и Настасью. НФ - совершенно виктюковская, никуда не денешься, видимо, стройному длинноногому мужчине в мехах суждено теперь ассоциироваться со "служанками". А Аглая (в нашем случае - Артем Тульчинский, он же - Ганечка) - кафешантанного вида, и соответственно в этой манере поет "романс" "Жил на свете рыцарь бедный". Все четверо актеров играют великолепно.
По моему внутреннему рейтингу "Идиот" уступает питерской "Шинели", но превосходит "Хармс Мыр", хотя имеет сходство с ними обоими. Не могу сказать, что он дает новый взгляд на Достоевского, но это достойное и интересное использование материала романа для создания очень эмоционального, красивого и оригинального спектакля.



Фото я сделала еще во время февральской поездки в Питер - статья о спектакле была в сапсановском журнале.