?

Log in

No account? Create an account
 
 
18 June 2009 @ 12:17 am
"Как это громко - "НИКОГДА", - и как это глупо вместе с тем"  
      "Доходное место" 17 июня

На сцене - мужчины в дорогих костюмах, в зале - тоже, только костюмы на них  хуже сидят.  Женщины - соответствующие, но почему-то менее заметны. Люди из зала, выпив перед спектаклем коньяку в буфете, живо реагируют на реплики героев - "отрицательных". Положительным тоже аплодируют - по советской привычке.
Странный спектакль. Теперь могу сказать, что этические нормы в нём всё-таки утверждаются, но каким-то извращённым способом - прежде всего, за счёт Вышневского и Досужева. Причём утверждаются не "от противного", так как именно с этими героями связана тема попранного человеческого благородства. Оба они - несчастны, обоим много дано от природы, но жизнь устроена так, что за то, что им нужно приходится очень дорого платить. Они и готовы платить, вот только радости от этого мало.

Досужев живёт "нечестно", потому что иначе он не сможет отстоять своё человеческое достоинство. Деньги его волнуют мало, он их пропивает, но он берёт деньги с ДУРАКОВ - и вот его уже уважают.
C Вышневским ещё сложнее. В силу каких-то неизвестных нам обстоятельств он приходит к тому, что вынужден все свои душевные силы тратить на любовь. И он выбирает (подсознательно, но не случайно) женщину, которая разрушает его жизнь. Её нужно покупать - в прямом смысле этого слова, и от этого плохо им обоим. У Анны Павловны - красивая змеиная головка, пустой взгляд и серебристо-серое платье - змея, ну что тут скажешь! Когда она говорит Жадову, что завидует девушкам, которых любят такие молодые люди, упор делается на слове МОЛОДЫЕ.
А в глазах Вышневского - какое-то метафизическое одиночество.
Жадов в спектакле - ПРАВИЛЬНЫЙ, в том смысле что целиком соответствует произносимому им примитивному, пафосному и надоевшему тексту. Вот ему от природы дано очень мало, однако это молодой человек "с претензиями". Может, он и работает много, но этого не видно. Зато сразу делается ясно, почему он выбрал себе такую жену - опять же подсознательно, но совсем не случайно. Дело вовсе не в душевной чистоте Полиньки, просто это девушка, на которую, по его мнению, ему будет легко воздействовать - обычная ошибка неумных и слабых мужчин "с претензиями". Вот он-то платить не хочет: ни за убеждения, ни за любовь. Да ему и нечем. На мой взгляд, актёр играет его, как надо, но смотреть на это не хочется. (Кстати, я раньше удивлялась тому, что у "хорошего" Жадова такая неприятная фамилия. Теперь всё стало понятно).
Хороший спектакль. Несколько чудесных сцен и две очень сильные и очень тяжёлые - хотя, собственно, ради них и стоит смотреть спектакль много раз. Мне было бы очень трудно отойти от первой и приготовиться ко второй, если бы не блестящий танец Юсова и его компании - вот где отдохнула душой! Раньше видела Сиятвинду - прекрасно! Теперь Якубова - тоже замечательно!

фото Е. Касаткиной

 
 
 
bertran01bertran01 on June 18th, 2009 06:15 am (UTC)
Да... Вышневский Дениса Суханова снова поразил. Красотой. Изяществом. Благородством. Абсолютной точностью сценических и человеческих реакций и интонаций...
Абсолютная гармоничность образа, в котором есть всё: воля и безволие, нежность и жесткость, потрясающий ум ("Аристарх Владимирович - гений!" - да-да, господин Юсов, это абсолютно точное определение!), искренность.
Любовь. Ах, если бы такой мужчина, да такую красивую любовь подарил... Но ведь такое бывает только "на театре"...
lotta20lotta20 on June 18th, 2009 06:23 am (UTC)
Не только "на театре" - в том-то и дело! Но за это приходится ОЧЕНЬ дорого платить.