?

Log in

No account? Create an account
 
 
04 June 2016 @ 02:21 am
"Вальпургиева ночь" реж. Марк Захаров, Ленком, 3 июня 2016  
Честно говоря, я не представляла себе Веничку в исполнении Миркурбанова. Знала, что когда-то он его уже играл, но когда это было.. и где... Все-таки время и место имеют  значение. Не убеждали фотографии, и рецензии, и свидетельства очевидцев, тем более что серьезного перевоплощения в случае с этим актером ждать не приходится: его внешний облик, "имидж", и манера игры практически не меняются от спектакля к спектаклю.
Но с другой стороны: Алексей Вертков, на мой взгляд, рожден для этой роли, сыграл ее прекрасно, а эффект оказался минимальным. Я это объяснила тогда тем, что Женовачу "не дался" ерофеевский алкогольный сюрреализм, и теперь думаю, что так оно и есть. Вдобавок действие спектакля как-то слишком жестко было привязано к советскому времени. Сам Вертков, тем не менее, образом Венички попал в "десятку", а про Игоря Миркурбанова я этого не скажу: его трудно представить себе, например, прокладывающим кабель вместе с работягами (я имею в виду его нынешний сценический образ, а не лично актера, который, возможно, все это сумел бы). Но вот куда в итоге "попал" его Веничка - это очень интересно.

Миркурбанов играет очень образованного и интеллектуального человека, находящегося в состоянии сильного душевного раздрызга. Он играет то, что можно назвать "красивым пьянством" - раскрепощение движений, мыслей, речи, инстинктов, когда еще далеко до алкогольной деградации и даже язык почти не заплетается, но есть ощущение безнаказанности, иллюзия свободы. Пожалуй, для полноты картины не хватает сигареты в руке.
То, что в богомоловских спектаклях у актера как бы чересчур (и на этом построен эффект), здесь используется прямо и уместно: утрированный артистизм, выразительность жестов, специфическая мимика, самоуверенность... Если обычно Миркурбанов играет "идею", которая материализуется в конкретном образе, то тут, пожалуй, речь все же о человеке, о типаже. В 90-е я таких людей встречала, не много, конечно, потому что это высокий уровень - в основном, ученых, у которых тогда жизнь уходила из-под ног. Я до сих пор удивляюсь яркости, точности и остроумию некоторых формулировок у людей, которые, казалось бы, не вылезали из запоев.
Веничка Миркурбанова - из того времени... и, может быть, из того, что сейчас наступает.
Что касается спектакля в целом, то он хорошо продуман и рассчитан на разнообразную публику: например, "сквозной образ" Зиночки (Александра Захарова) вносит в него утешительную струю, важную для зрительниц-женщин; несколько смешных сцен способствуют разрядке напряженности; ангелы - по-балетному очаровательны, у Ракова, Степанченко и Вержбицкого - небольшие, но полноценные роли. Однако главное внимание все равно на Веничку. Сценография - условное привокзальное пространство с иллюзией движения за стеной, круги спутанного кабеля - проекция сознания героя, мир его помраченного разума, в котором он бесконечно одинок, несмотря на попытки зацепиться за земное, витальное. И зловещий Кремль в финале - это конец его жизненного пути.
 
 
 
Yanina  YanovskayaYanina Yanovskaya on June 9th, 2016 09:00 pm (UTC)
Веничка Ерофеев никогда не был "землекопом" ни по типажу, ни по сущности-случайный человек на разных работах. Была такая специальность "разнорабочий". Игорь Миркурбанов точно передал сущность утонченной, и рафинированной души В.Ерофеева.Я немного лично его знала. В большей степени-близких друзей: "первенца" Вадима Тихонова,Черноусого-Игоря Авдиева, Борю Сорокина, влюбленного в "полоумную поэтессу", а ныне д.ф.н Ольгу Седакову.
lotta20lotta20 on June 9th, 2016 10:47 pm (UTC)
Отлично! У меня так и было ощущение достоверности этого образа.
Другое дело, что Миркурбанов по сценическому имиджу, который за ним закреплен в последнее время, даже не "разнорабочий" и не случайный человек, а разве что богемный персонаж - но он это преодолел в спектакле.
Yanina  YanovskayaYanina Yanovskaya on June 9th, 2016 11:45 pm (UTC)
Преодолел.Есть в И.Миркурбанове некая заданность образа. Ему, как никому другому, нужно постараться.
lotta20lotta20 on June 9th, 2016 11:52 pm (UTC)
Думаю, эта заданность специально выработана и сильно действует в спектаклях другого рода, то есть богомоловских, где он играет не вполне человека. А тут - все же человека, точнее, возможно, сущность его души, как Вы и отметили.
Женяdreamer_jef on June 10th, 2016 03:26 pm (UTC)
% [=BB` PhNz2 n YQjxrv.JT9) O;ѢYk?Wd
:)

Из интервью Миркубанова

— Вы же в юности клали асфальт?
— Нет, я рельсы клал железнодорожные.

http://www.colta.ru/articles/theatre/3950

Edited at 2016-06-10 03:26 pm (UTC)
lotta20lotta20 on June 11th, 2016 12:23 am (UTC)
Re: его трудно представить себе, например, прокладывающ
В ответ цитирую сама себя: "я имею в виду его нынешний сценический образ, а не лично актера, который, возможно, все это сумел бы"))))
Кстати, строго говоря, и герой поэмы - это не сам Ерофеев. То есть между образом Венички и писателем, возможно, такая же разница, как между актером Миркурбановым и тем его имиджем, к которому все привыкли))