lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Игроки" реж. Игорь Яцко, ШДИ, 1 июля 2016

Тема плутовства - одна из главных у Гоголя. Можно сказать, он ее исследовал и хорошо понимал (сам был таким), о чем пишет. Исследовал с разных сторон, в его произведениях выведена целая галерея плутов - от комических, довольно безобидных, до зловещего Значительного лица из "Шинели", который мало того что чиновник (а значит, плут профессиональный), но вдобавок хотел перед своим приятелем выставиться еще "значительнее", чем был, и тем довел бедного Акакия Акакиевича до смерти.
Простую философию плутовства в конце концов декларирует Ихарев: трудиться - это даром тратить время, главное - всех обмануть и при этом не быть обманутым самому. И этим гоголевские игроки все же отличаются от игроков Достоевского: и там, и там любовь к риску, желание жить "у бездны на краю", но у Гоголя упор делается на обман и его безнравственность, его герои хотят не просто играть с судьбой, но и управлять ситуацией. Они энергичны и активны, и беда в том (по мнению писателя), что эта энергия направлена не на благое дело.

В спектакле обман приравнен к игре, причем основное решение чисто театральное: главные исполнители - женщины, "прикидывающиеся" мужчинами. Когда они перестают таиться друг перед другом, надевают юбки (по костюмам - сходство с крупье). Они энергично сопят носами, и если гоголевские персонажи часто нюхают табак, то здесь, с одной стороны, больше похоже на кокаин... а с другой - они напоминают крыс из сна Городничего в "Ревизоре" (которые "сперва понюхали, а потом пошли прочь).
Правда, в один момент они оборачиваются и вампирами - так реализуется гоголевская чертовщина. Плутовство по Гоголю - проявление артистизма души и одновременно оно имеет прямую связь с темными силами. Даже про Хлестакова слуга Осип говорит, что тот "хвост поджал и сидит". В спектакле, правда, мистика не нагнетается. И надо признать, что он очень современный по стилю и смыслу.
Все персонажи наделены индивидуальными чертами, каждому предоставляется возможность сыграть свой "номер". Самый фееричный выход у молодого Глова - Дарьи Рублевой, которая ко всему прочему привносит в спектакль "детскую" тему. Ее персонаж - смешной и очень обаятельный ребенок, для которого игра - это органично и естественно. И которого легче всего обмануть - что и делают "взрослые".
Tags: ШДИ, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments