lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Category:

Мои личные итоги сезона

По ряду причин в театр я ходила реже, чем хотелось бы, и интересного видела не очень много. Но тем ценнее то, что увидеть все же удалось - потому что с этим потом долго жила, за отсутствием новых впечатлений. Потому буду писать достаточно подробно: сезон закрыт, да и лето на исходе...
Главным и самым сильным театральным впечатлением стал для меня "Князь" Константина Богомолова - вот уж пришло, откуда не ждали! Ясное и жестокое признание того, что общество пожирает собственных детей (в прямом и переносном смысле), что люди ради своего настоящего и прошлого бросают будущее в топку - просто потому, что в этом будущем не видят себя. По сути это и есть ответ на главный вопрос Достоевского: да, если Бога нет, то все позволено! Потому что по-другому человек не хочет. И чтобы хоть немного качнуть чашу весов в другую сторону, необходимы такие спектакли, такие удары зрителям по голове.
Странно, но когда-то я определила абсолютно разных творческих личностей Богомолова и Райкина на одну полочку, назвав их "миссионерами". Константин Райкин, другими средствами (можно сказать, противоположными) и даже вроде бы на другую тему поставил спектакль "Все оттенки голубого" про то же самое - про то, что даже собственные родители готовы принести своего ребенка в жертву - обществу, общепринятому мнению, собственному эгоизму... Это спектакли для разных зрительских аудиторий, но одинаково сильного воздействия. (Конечно, богомоловские и вообще "продвинутые" зрители на простые средства Сатирикона вряд ли поведутся - равно как для "наивных" зрителей "Князь" - это просто бред и жесть).
А я поняла, что очень не люблю театральный снобизм и верю, что все люди имеют право смотреть те театральные зрелища, которые им нравятся, которые им понятны. А снобизм и агрессия - это разве что за кофе с друзьями, если душа требует. Но не выносить в пространство.

С другими спектаклями проще. Богомоловские "Мушкетеры" пролетели мимо, оставив впечатление какой-то тягучей, уходящей в бесконечность многозначительности (отдельных талантливых моментов никто не отменял, равно как и Бибера-Табакова).
"Вальпургиева ночь" в Ленкоме неожиданно понравилась. Хотя странное чувство: в этом театре я привыкла видеть Богомолова и Миркурбанова, хоть на сцене, хоть в зале, но в комплекте. А тут - только Миркурбанов. И удачный режиссерский ход Захарова - избавить ерофеевские тексты от совка. Казалось бы, а что тогда останется? А остался сильный и точно сыгранный герой-интеллектуал.
Безусловная удача Сатирикона - спектакль Егора Перегудова "Человек из ресторана" по повести Ивана Шмелева, с Константином Райкиным в главной роли - подтверждение того, что необходимы разные спектакли: по театральному языку, по смыслам, по предпочтительному воздействию - на душу, на ум или на органы, особо реагирующие на красоту.
Видела два очень красивых эстетских спектакля - "Сказки Пушкина" в театре Наций и "Dreamworks* *Мечтасбывается" Виктора Рыжакова по пьесе Вырыпаева в МХТ. Второй у первого выиграл однозначно. Спектакль Уилсона зацепил только одной сценой - "Медведихой", остальное совершенно мимо меня (а значит, мимо моего Пушкина), а красивых картинок Уилсона я уже и раньше насмотрелась в сети. У Рыжакова-Вырыпаева есть что-то не до конца мною пойманное, очень интересное, что хотелось бы и повторить, и развить.
Неожиданная молодежная струя (я к молодым отношусь с предубеждением, что они еще мало знают, а значит, нового мне не скажут, потому смотрю молодежные спектакли редко). Однако... Максима Диденко и его команду к неопытным уже не отнесешь, у меня интерес к нему возник в прошлом году на "Конармии". В этом пришлось пропустить "Землю", однако видела три спектакля: "Шинель. Балет" и "Ленька Пантелеев" в Питере и "Идиот" в театре Наций. Уже поняла, что мне в его эстетике нравится, а что нет. "Шинель" и "Идиот" понравились безоговорочно, а "Ленька" - со скидкой на то, что это мюзикл (к этому жанру равнодушна). Здесь важны еще два новых сильных актера, после появления которых в театре (и на экране) жить стало интереснее - Илья Дель и Евгений Ткачук (первого по большей части видела на сцене, второго - на экране).
Собственно, из-за Деля пошла в МХТ на "Бунтарей" (первый спектакль-кабаре Молочникова не очень понравился) - и неожиданно срослось почти все, попадание полное. (А уже из-за Молочникова посмотрела кинофильм "Братья Ч" Михаила Угарова - и дополнительное открылось в "Чайке").
К гастролям Коляды в этот раз добавились спектакли ЦСД в ЦИМе и сам ЦИМ, в котором смотрела спектакли Ксении Зориной - это благодаря mosblog. Ему, кстати, обязана еще и чудесным вечером со сторителлингом в "Практике", а также первым походом в Театр.doc. А также - несколькими (и любимыми, и новыми) спектаклями Театра на Юго-Западе и первым спектаклем Писарева - "Дом, который построил Свифт". Из спектаклей ЦСД особо отмечу "В этом городе жил и родился".
Что касается Коляды, то премьерные "Ричард III" и "Кошка на раскаленной крыше" не перебили старого - но и старого я в этот раз посмотрела, сколько хотела, и все в радость. Гастроли Коляды однозначно помогают пережить тяжелую зиму.
А уже под конец - два спектакля ШДИ, куда я, к стыду своему, можно сказать, попала впервые (давний малоудачный для меня прогон "Фауста", откуда мы позорно бежали за 5 минут до антракта, можно не считать). "Рыбак и его душа" по Уайльду помогли понять взгляд на мир самого Уайльда, а "Игроки" порадовали тем, как заиграла гоголевская тема. В следующем году надеюсь и до Крымова дойти наконец-то.
Спектакли Игоря Яцко меня заинтриговали своей игровой природой, которая доставляет чисто зрительскую радость, но при этом глубоко не затрагивает (в моем случае).
Два других спектакля, вроде бы построенных по схожему принципу, но резко цепляющие за душу, - "Допрос" по Прилепину (шел в Доме Булгакова) и "Интимный дневник отличницы" по Вере Павловой - обе постановки Владимира Деля (что-то еще и в записи видела). Уже как-то начинаю разбираться в его театре - одновременно игровом, метафорическом, временами сентиментальном, с сильными героями, внутренне сложном и аскетичном внешне.
Еще из нового - "Шага" с Ренатой Литвиновой, "Васса" театра на Малой Бронной с сильной работой Екатерины Дуровой. И (удачный эксперимент над собой-зрителем) - "Филумена Мартурано" в Малом театре с блестящей Ириной Муравьевой. "1900" с Меньшиковым, ожидаемо проигравший "1900" с Трибунцевым. Очень хорошее впечатление произвел спектакль "За закрытыми дверями", который видела в Арт-кафе театра на Юго-Западе. А уже под конец сезона посмотрела симпатичный молодежный сатириконовский "Лекарь поневоле".
Я перечислила то, что видела впервые, и список получился приличный, хотя непосредственно премьер маловато, потому мне трудно объективно судить об итогах сезона. Тем более что главный герой не изменился. Именно его спектакли, идущие на разных сценах в Москве и Петербурге, доставляли больше всего эмоций и пищи для ума, тем более что в некоторые из них были внесены изменения. За его интервью я следила особенно внимательно. Была на двух "встречах" с ним, записывая и запоминая все, что можно. И на сцене тоже видела неоднократно. И моя главная благодарность за сезон все же ему - Юрию Бутусову!

Tags: БУТУСОВ, Богомолов, Дель, Диденко, Коляда, Ленком, МХТ, САТИРИКОН, ШДИ, итоги, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments