?

Log in

No account? Create an account
 
 
04 October 2016 @ 12:36 am
"Черный русский" реж. Максим Диденко, "иммерсивный спектакль", 2 октября 2016  
"Черный русский" - название коктейля и хорошее, многозначное название для спектакля.
Тут вам и Пушкин, и черно-белый колорит одного из немногих "иммерсивных" представлений, которые идут сейчас в России. В основе сюжета - "Дубровский", а по форме это - "бродилка", и пришедшие в особняк Спиридонова "гости" - или любители просто побродить, то есть любят жанр, или поклонники режиссера, или пришли "на актеров", потому что среди них есть довольно известные.
Вообще-то я с интересом слежу за творчеством Максима Диденко, но в данном случае можно сказать, что пришла на актеров, причем на определенный состав, совершенно исключительное сочетание - Владимир Дель (Троекуров) и Илья Дель (Дубровский). И мне посчастливилось последовательно, в один вечер увидеть две линии спектакля, связанные с ними.
Жанр подразумевает, что зрители ходят по разным помещениям дома или другого театрального пространства и видят разные сцены, складывающиеся в разные сюжеты. Но в "доме Троекурова" степень свободы ограничена: сначала выпили-закусили за упокой души Андрея Гаврилыча Дубровского, зашли на "скотный двор" полюбоваться на животных, а дальше извольте следовать за своим поводырем в соответствии с выданной маской. В итоге каждая из трех групп зрителей видит спектакль, героем которого будет или Дубровский, или Троекуров, или Маша. Линии пару раз пересекаются, и финал, конечно, общий.

На мой взгляд, отдельно взятая линия все же не является внутренне законченным полноценным спектаклем. Так, для троекуровцев будет странной последняя сцена с выстрелом Маши, а те, кто следовал за Дубровским, скорее всего остались в недоумении от финального стихотворения, прочитанного Троекуровым. Линия Маши более ясна и к тому же менее автономна, чем "мужские", но и она наверняка что-то привносит в понимание спектакля. Это издержки жанра, которые трудно преодолеть. Для меня спектакль сложился только во время второй линии, которую я видела.

Но вообще это, конечно, удача: развлекательная составляющая коммерческой постановки не заглушила ее художественной ценности. Я очень люблю спектакли по классике, потому что они открывают в известных произведениях новую глубину или заставляют смотреть на них под другим ракурсом. И здесь мне очень понравилось, как был переработан и использован исходный материал, причем к "Дубровскому" добавились темы (и даже тексты) из "Бориса Годунова", "Евгения Онегина", а также стихи Пушкина.
Главные герои не противоречат привычным представлениям, они узнаваемы, но в то же время избавлены от хрестоматийных лохмотьев. Так, Троекуров, конечно, барин и самодур - но в меньшей степени, чем мы ждем. Режиссер усиливает в его характере лицемерие и ханжество. Троекуров говорит, как проповедует, излагая нравственные правила в стиле "духовных скреп", а на себя их при этом не распространяет. На нем подобие мундира, и он похож не столько на барина, сколько на крупного чиновника, государственного деятеля. Его роль хорошо простроена и прекрасно сыграна, это сильная фигура, и тут очень к месту потрясающий темперамент Владимира Деля и его медальный профиль.
По-другому строится образ Дубровского. Он складывается из разнородных фрагментов, и можно даже сказать, что Илья Дель больше работает "на режиссера", чем на себя-актера. Диденко усиливает мнимое и истинное двойничество Дубровского: зачитываются приметы Самозванца, появляются два Дефоржа, добавляется сюрреализм в различных сценах, включая "убийство медведя" (в противовес соответствующей игровой сцене "Троекуров и Медведь") и "сон Маши", выдающий ее сомнения: любит ли Дубровский, тот ли, за кого выдает себя? В выморочном мире дома Троекурова Дубровский - почти единственный живой человек (Маша до конца не продержится). И это современный молодой человек - легкомысленный, любящий жизнь и готовый к смерти, в которую, возможно, не верит.

Наконец-то нашелся ответ на один из сакраментальных вопросов школьной программы: почему Маша не уехала с Дубровским? Современникам Пушкина это, может, и было понятно, а нам - нет. Потому что нельзя отказаться от свободы, счастья и любви (да и жизни) со словами типа "поздно, я другому отдана и буду век ему верна". Для этого необходимо убить того, кто тебе всем этим угрожает - свободой, любовью... Мне эта сцена очень напомнила сцену Ирины и Тузенбаха, вставленную Бутусовым в "Отелло". Ирина убивает барона не только нелюбовью, ей необходимо это сделать, чтобы исключить для себя опасность новой жизни.
Выстрел Маши означает ее переход на сторону мертвых.
И над телом Дубровского Троекуров читает Пушкина: "Пока свободою горим..." И сын Саша подсказывает ему слова. Дело в том, что мальчика играет карлик - вот будущее, уготованное нам троекуровыми. Светлый мальчик Дубровский погиб, а мертвые существуют и действуют. Что касается народа, то он так и будет сбиваться в стада или в стаи. Кстати, маски оленя, совы и лисы - черно-белые не только в соответствии со стилем спектакля. В таком виде они напоминают не головы животных, а их выбеленные временем черепа. Вот и бродит толпа странных "бедных Йориков" по дому Спиридонова.
Еще спектакль напоминает литургию: интонацией, с которой зачитываются тексты, "проповедями" Троекурова, костюмами второстепенных персонажей и музыкой Ивана Кушнира, как всегда, точно подходящей стилю спектакля. По большей части это однообразные красивые песнопения.
Атмосфера спектакля создается не за счет приближения к мрачному натурализму, здесь все условно, театрально. Зритель понимает, что вовлечен в игру, которой придает остроту то, что актеры-герои находятся совсем рядом, буквально среди нас. И тут хочется особо отметить ВСЕХ участников спектакля, работающих с полной отдачей и на высоком уровне.
О спектаклях такого жанра я слышала епиходовское - что "за границей все давно уж в полной комплекции", это мы со своим колхозом отстаем. Специально спросила об этом американскую подругу. Она сказала, что да, жанр разработан и востребован, но большинство "бродилок" не имеет никакой художественной ценности. Что касается "Черного русского" - то это талантливое представление с теми смыслами, которые зритель сможет для себя раскрыть, основания для этого есть.
 
 
 
Графиня Калиостро: косаbreta on October 4th, 2016 04:55 am (UTC)
Здесь цены на билеты кусаются:( я бы посмотрела, конечно.
lotta20: мухаlotta20 on October 4th, 2016 10:16 am (UTC)
Цены очень высокие - в этом, как ни странно, главная проблема спектакля. Его целевая аудитория - все же театралы. В каждом нормальном театральном зале есть дорогие места для тех, кто пришел вечер провести, и адекватные по цене - для обычных театралов. Здесь же нет выбора. В итоге подавляющее большинство приходит на гламурное зрелище. Им одной линии хватит с лихвой, хотя такими ценами их не удивить. Для тех, кому дейвтвительно интересен спектакль, цена непомерно высока. Думаю, спектакль будет модным и будет держать цены какое- то время, потом денежная публика насмотрится. Или цены сбросят, или просто снимут. Лучше бы первое)
Графиня Калиостроbreta on October 4th, 2016 03:05 pm (UTC)
Вот если снимут и не удастся попасть из-за цены вопроса, то будет очень обидно....
Татьяна Сенсемилия: Ромашкаsen_semilia on October 9th, 2016 05:47 am (UTC)
эх, была в Спб, но с Бутусовым не срослось :-(