?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 October 2016 @ 07:03 pm
"Мастер голода" реж. Эймунтас Някрошюс, театр MENO FORTAS (Вильнюс, Литва), "Сезон Станиславского  
Задник сцены - изысканное золотистое панно с нарисованным на нем интерьером - входит в противоречие с эстетикой голода, которая в бОльшей или меньшей степени сложилась в голове каждого: землистая кожа, тусклые волосы, одежда не по размеру, угловатые движения. И черный бархат платья актрисы - с одной стороны, "концертная" роскошь, костюм для выступления, с другой - подчеркивает изношенность. Внешний вид актрисы Виктории Куодите "балансирует" на грани "блеска и нищеты": она, несомненно, очень хороша, но это красота не плотская. Предметы реквизита - "скелетного" вида: простые стулья с гнутыми спинками, сучковатые вешалки, конструкция типа этажерки - символ клетки.
Все это - метафора творчества. Кафка находит образ условного, но в то же время идеального вида искусства, какого нет в жизни. Голодарь - одновременно творец и произведение искусства. Это особое искусство, искусство-мечта, оно в идеале должно быть абсолютно лишено телесности, от Голодаря должен остаться лишь дух. Постепенное исчезание телесности показано через зрелищные приемы (часы, носки, которые с каждым разом должны быть меньшего размера, одежда, которая недавно, кажется, была впору, а теперь болтается, как на вешалке) и главное - через ощущение героиней своего тела.
Даже идеальное, высшее искусство должно быть зрелищным, иначе зрители теряют интерес. Показательно, что импресарио требует прекращения голодовки на 40 день, когда Голодарь оказывается близок к совершенству (40 дней голода в медицине считались критическими, дальше - необратимые последствия). Но импресарио делает это не из страха потерять "исполнителя": он просто знает, что совершенство публику не интересует, отталкивает даже. И еще - произведение искусства может надоесть, успех прихотлив. Зависимость искусства от публики - это страшно, но неизбежно. Голодарь скатывается все ниже по социальной лестнице - по мере того, как в плане творчества поднимается все выше. И в конце концов оказывается абсолютно одиноким. Он обречен, потому что не может жить по-другому, не может прекратить: ему не найти пищу, которая была бы ему по вкусу. Может, прежде чем заняться своим искусством, он пробовал найти - не получилось.

Может, Кафка и подразумевал в рассказе метафору писательства, но в спектакле речь не о нем конкретно, и, конечно, не об актерстве. Искусство голодания - это высшее, это экстремальное, это предел. И то, как складывается его судьба и судьба Голодаря - это мрачный вывод. "Жизнь выше литературы", важнее, привлекательнее, красивее. Пантера, занявшая место художника в клетке - вот что нужно и интересно нормальным здоровым людям. А чтобы "продать" настоящее искусство, необходимо множество ухищрений, причем недостойных (как попытки с помощью "моделей" желудков объяснить суть искусства голодания). Недаром над каждым художником домокловым мечом висит обвинение в шарлатанстве.
Я на Някрошюса хожу, как на поклонение волхву. Спектакль "Мастер голода" - это как раз та близость к совершенству, к которой стремился Голодарь: точный и практически бестелесный.
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on October 29th, 2016 04:23 pm (UTC)
Re:близость к совершенству
совершенство ведь и в рассказе достигнуто
чего в романах Кафки не было
в романах тайна так и оставалась неявленной, граница между героем и окружающим миром (героем и читателем, автором и читателем) непреодоленной

голодарь же смог сформулировать свое кредо
и Некрошюс тоже, раз мы (некоторые из зрителей) поняли спектакль как прозрачный, точный
lotta20lotta20 on October 29th, 2016 04:47 pm (UTC)
Re: близость к совершенству
Да, просто в рассказе для меня перевешивала метафора писательства. Нужны визуальные методы, чтобы рассказать об абсолютном, рафинированном искусстве, которое символизирует творчество как таковое, искусство любого вида.
Лев Семёркинlev_semerkin on October 29th, 2016 06:35 pm (UTC)
Re: перевешивала метафора писательства
я прочитал рассказ после спектакля
там очень важна публичность голодания, клетка - сцена

процесс и результат голодания должен быть нагляден и доступен всем (это уже в тему "театра для людей им.Райкина" :)
lotta20lotta20 on October 29th, 2016 07:17 pm (UTC)
Re: перевешивала метафора писательства
Кафка - писатель, это личное. А публичность сильно отражена и в рассказе, и в спектакле. Но для меня важнее странный выбор "вида искусства". Может, потому что у меня был опыт голодания, именно уход от тела.
Любому искусству нужна публика, даже если оно "непубличное", то есть зрителей не видно.