?

Log in

No account? Create an account
 
 
10 July 2009 @ 07:49 pm
"Доходное место" Сатирикон, мой конец сезона  
Закрывать сезон в Сатириконе "Королевой" я не решилась, "Чудовищем" - не имеет смысла, так что пришлось вчера - "Доходным".

Меня уже не терзают фантомные боли при виде Бардукова-Жадова: он постепенно обретает собственное лицо и это хорошо - в любом случае.
Но теперь удивляет полное отсутствие сходства между ним и Вышневским. Если не знать, что именно Вышневский - дядюшка, можно было бы подумать, что Жадов - племянник Анны Павловны: у них одинаковая манера говорить, иногда и интонации - одинаковые.

Всё получилось так, как я и боялась: вся симпатия зрителей - на стороне Вышневского, Юсова, Кукушкиной... и Досужева, который проживает свою проигранную жизнь с чувством собственного достоинства.
Публика в зале, в основном, "простая", ей приятно, что образованный человек играет "по правилам" или выглядит дураком, и слышать со сцены родное, понятное - тоже приятно.
Какая девушка не захочет выйти за богатого, пусть  старика или урода? Нет такой (в прошлый раз всё-таки одна рука поднялась!). Какая мать задумается при этом? Да никакая! Бери - но дело делай! А слово "взяточник" придумали лентяи и неудачники, чтобы хороших людей обижать.
Вот и идут после спектакля "хорошие люди" домой, получив полное моральное оправдание своим поступкам и взглядам, отпущение грехов, так сказать...
Почему так происходит? На мой взгляд, объяснение простое: Жадов выглядит не только молодым, но и глупым, да и молодость может служить ему извинением лишь до известных пределов.
Когда-то я считала эту пьесу откровенно слабой, а роль Жадова потенциально провальной. Но хотелось хоть за что-то зацепиться, и я решила, что единственный способ сделать героя интересным - это увидеть в нём трагедию человека, который взвалил на свои плечи ношу, которая ему не под силу. Он переоценил себя и недооценил окружающих. Он ошибся, но моральная победа остаётся за ним.
Такой Жадов должен быть похожим на ТАКОГО Вышневского, это естественно, одна же кровь! И оба потерпели поражение, по разным причинам, и по-разному будут с этим жить...

(Я понятия не имею, как это было при Суханове-Жадове и Лахине-Вышневском, НЕ ВИДЕЛА!)

И уже совсем странно: мне очень нравится Суханов в роли дядюшки, но всё же...
На поклонах он постепенно сбрасывает с себя годы Вышневского, и сквозь возрастной грим проступают вдруг черты именно ТОГО Жадова, о котором я думала раньше: лёгкость, молодость, искренность, ум, готовность любить людей... Опять же: я не знаю, каким он был на самом деле - два года назад.