lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Category:

"Барабаны в ночи", реж. Юрий Бутусов, театр им. Пушкина, Премьера (11 ноября)

По свежему впечатлению: спектакль намного сильнее и интереснее, чем уже состоявшийся "Добрый человек из Сезуана". Хотя вроде бы пьеса слабее... но может быть, "незрелость" Брехта и сыграла тут в плюс. А может, тема "Сезуана" не столь сильно захватывала режиссера, как те, что проявились в новом спектакле. Важное, любимое, больное, личное: "театр в театре", "маленький человек", решивший, что "право имеет", абсолютное неприятие войны, роковое вмешательство внешних сил в частную жизнь простых людей... Если "Сезуан", несмотря на отчаянную игру Александры Урсуляк и надрывный финал, в целом будто омыт добрым весенним дождем, то здесь все намного жестче: плоть и кровь, пот и угольная пыль.
Бутусову удалось расшевелить актеров Пушкинского, сделать их свободными, заразить своим куражом, тем более что команда была усилена за счет Тимофея Трибунцева, сработавшего, в том числе, и в роли запала. Потому и спектакль получился свободным, ритмичным и сложным.
Если говорить об аллюзиях, то они отсылают к другим спектаклям Бутусова в бОльшей степени, чем к "Сезуану". Это связано и с формой. "Внезапные" танцы и вообще ритм ("Барабаны" же!) напомнили "Макбет Кино": танцы в "Чайке" крепче спаяны с текстом, а здесь - выплеск энергии, "Африка".
В первом действии мне не хватало звуков революции за окном, мне обещали, что во 2-м все будет. Действительно, было, но не так, как я ждала, не прямо. Бутусов обыграл совпадения: не только первая война, о которой писал Брехт, была "немецкой" и длилась 4 года, но и вторая (с нашей точки зрения, естественно). Война и есть война - видеопроекции на экране мне показались очень уместными, особенно "строительство стены".
Но в целом "барабанная" тема оказалась сильнее связана с Африкой, в которой так задержался Андреас. До того сильно, что в одном из эпизодов мы видим его негром, отплясывающим "дикий" танец - голым темнокожим (припорошенным угольной пылью) существом. Признаюсь: с первых спектаклей Бутусова, что я смотрела, у меня было пожелание к режиссеру, о котором особо не распространялась (неправильно поймут) - чтобы он раздел двух актеров. Он, собственно, к этому шел в других постановках... постепенно - и наконец состоялось, в "Отелло" с одним, а здесь - со вторым. (Это не та обнаженка, которая объявилась в "Прекрасных людях" и ничего не добавила спектаклю).
В каждом из персонажей живет дикое существо, которое, образумившись, плюет на революции и страсти и садится перед телевизором. В том и беда, что счастье частной жизни мы получаем как подачку, как что-то недостойное, потому, видимо, к концу спектакля пропал совершенно блоковский Христос.
Об отдельных запоминающихся образах. Пластическая композиция с птицей-Анной, бьющейся в руках Фридриха, сделала бы честь "Чайке". Очень хороши 30-ти секундные "антракты" - "с музыкой" и без, особенно, когда их ведет Официант - Анастасия Лебедева. Танцы - естественно! Подбор музыки и сценография - как всегда!
На фотографиях с прогона меня озадачило платье на Трибунцеве - оборванное, белое, практически подвенечное. В спектакле это разрешилось замечательно: так материализовались все ужасы и гадости, которые говорят про Андреаса, считая его мертвым. Платье - смертный саван (крашеные губы - смертный грим), и именно в этом саване он появляется, когда его считают призраком - в том числе, в воспоминаниях Анны. Но, конечно, и смешение гендера обыграно в спектакле, где часть женских ролей исполняют мужчины, и наоборот.
"Барабаны" пронизаны иронией, в этом большая заслуга главных исполнителей - Александры Урсуляк и Александра Матросова, и вообще, ирония невозможна без свободы, а в спектакле она есть.
Что касается Трибунцева, то уже можно сказать, что роль Андреаса Краглера - одна из его лучших театральных работ.



фото: А. Кузнецов
Tags: БУТУСОВ, Трибунцев, театр, театр Пушкина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments