?

Log in

No account? Create an account
 
 
04 April 2017 @ 05:45 pm
Римские каникулы (4). Остия-Антика и Лидо  
После туристической голгофы в Ватикане решили выехать за город. Я заранее выяснила, что неподалеку от Рима находится археологический город-музей, который может соперничать с Помпеями. Причем туда можно доехать, не выходя за территорию метро и даже не покупая новый билет. Надо просто выйти на станции Piramida и перейти на другую ветку: поезд повезет вас в сторону моря. В отличие от ситуаций с ж-д, здесь нет никакой путаницы, просто следуйте указателям.
Поскольку до морского сезона еще далеко, в вагоне было мало народу, но некоторые все же ехали на пикник. Например, две юные немки, которые ели пасту из контейнера, а из их сумки торчало горлышко винной бутылки и упаковки с едой (на обратном пути мы снова оказались с ними в одном вагоне).
Мы вышли раньше, не доезжая до Лидо - в Антике. Идти надо было по мосту в сторону замка. На входе взяли билеты по 8 евро, прорвались через бестолковую толпу французских школьников - и вот мы уже среди остатков древних зданий.
Надо сказать, что туристические группы быстро рассосались, разбежались по городу, больше никто никому не мешал. С Помпеями Антику сравнивать я бы не стала, это совсем другое дело. Помпеи сохранились лучше, это растиражированное место, туристическая Мекка, всюду вымощенные улочки. Здесь же, свернув немного в сторону с каменной дороги, идешь по мягкой хвое, а улицы заросли травой с маргаритками, над головой - вековые пинии.









После некрополя, когда кажется, что больше ничего интересного не будет, пространство расширяется: многоквартирные дома, термы с мозаикой, административные здания, потом самое выразительное - древний театр, вмещающий почти 3 тысячи зрителей. Оттуда уходить не хочется. Группа американских школьников расположилась надолго, и три девочки решили проверить акустику: спели две чудесные песенки, разложив на голоса.







Погода прекрасная, птички поют, кругом зелень. И при этом можно хорошо себе представить, как оно было в древние времена. А был прекрасный, богатый торговый город, главная гавань Древнего Рима в устье Тибра. Но потом капризная река сменила русло. Жители сперва старались очищать его от песка и ила, но потом их терпение кончилось, они постепенно покинули город. Откопали его уже в 20 веке, доведя до туристического вида. Особенность города - инсулы, многоквартирные дома (до 5 этажей) с мозаичными полами и склады. Много храмов, в том числе, синагога и храмы, посвященные Митре (такая вот толерантность). Мозаики, в основном, с морской тематикой.







Можно увидеть и статуи, как водится, с отбитыми частями.





Мы бы там с радостью застряли на весь день, но в двух остановках от Антики было море, и туда тоже очень хотелось.
Мартовское море - какое есть. Городок Лидо-ди-Остия - курортное место, ближайшее к Риму. Побережье поделено на платные пляжи, и мы сперва испугались, что так и не сможем выйти к морю, все перекрыто, перегорожено. Но потом увидели пирс и попали на берег. К нам тут же пристали с предложением купить (или взять на прокат, мы не поняли) плед, чтобы с комфортом сидеть на песке. И правда, многие располагаются на пледах, видимо, надолго. Нам же после Антики рассиживаться не хотелось. Зато я смогла снять обувь и немного походить по песку босиком.



Чтобы придать этой поездке какой-то высший смысл, мы собирались найти место, где был убит Пазолини. Точнее, где нашли его тело. Это пустырь за портом на окраине города. Там будет разбит парк, а пока установлен памятник. Однако расстояния оказались бОльшими, чем мы ожидали. Порт виднелся вдалеке, но солнце уже клонилось к закату, и искать пустырь в сумерках не хотелось. Интересно, что ни одного указателя или просто упоминания имени Пазолини мы не обнаружили. Видимо, на звездном итальянском кинонебосклоне его звезда пока не столь заметна. Так что мы в итоге обошлись без фанатизма и ограничились береговой линией. Зато в голове у меня крутилась строчка в духе Бродского:"Когда-то здесь убили Пазолини..." Надо сказать, что именно Бродский мне чаще всего вспоминался при этой поездке. Если воспринимать Италию не как музей, а как современную страну со всеми культурными слоями, то получается, что Бродский в нескольких стихотворениях точнее всех из наших поэтов попал в ее дух, стиль, атмосферу.
Любимое "Второе рождество на берегу..." (его прекрасно исполняет Сергей Епишев в бутусовском "Беге") было написано в 1971 году.



А фото памятника Пазолини, найденное в сети, я все-таки размещу - для полноты картины.