lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Три коммерческие премьеры

Получилось так, что я три дня подряд смотрела премьеры в трех театрах. Решила суммировать впечатления, потому что все спектакли, на мой взгляд, обладают общей чертой: они коммерческие, причем это комедии, каковыми обычно и бывают коммерческие постановки. При том, что во всех трех случаях речь идет о полноценных театральных постановках, не антрепризах. Но вот какое дело: в спектакле Пушки играет приглашенная актриса, а в Наций вообще как бы все приглашенные, и только сатириконовский "Ваня-Соня..." поставлен своими силами и на своих актеров, но он идет не на родной сцене, а в Планете КВН. В общем, все три ситуации далеки от благостного представления о том, как должны идти дела в репертуарном театре, который спокойно живет на деньги налогоплательщиков и чинно-благородно выплачивает зарплаты артистам, независимо от их реального вклада в процесс.
"Коммерческий" - это не значит, что "все на продажу!" Это значит, что, помимо творческих причин для создания спектакля, театр серьезно рассчитывает на сборы. То есть можно считать, что речь идет об очень приличных деньгах, которые реально заработать постановками. Собственно, и недавний скандал в МХТ показал, что к театру прибиваются не просто сомнительные, а очевидно криминальные личности, у которых есть возможность хорошо поживиться. А поведение администрации в процессе скандала наводит на совсем мрачные размышления по поводу "храмов искусства".
И тем не менее все три увиденных премьеры порадовали вот чем: заведомо рассчитывая на коммерческий результат, создатели спектаклей делали то, что им нравится, и так, как им нравится.
"Эта прекрасная жизнь" Романа Самгина хорошо вписывается в ту часть репертуара театра Пушкина, которая рассчитана на развлечение зрителей. Но я видела его спектакль в МТЮЗе и могу сказать, что на горло собственной песни режиссер не наступал. К тому же для Яковлевой и Бочкина это очевидно новый и интересный опыт.
"Цирк" Максима Диденко, с одной стороны, "богатый" спектакль, типичный для театра Наций. Но с другой - абсолютно авторский, личный, выросший из детских впечатлений и из желания наконец-то использовать по назначению большой бюджет и роскошные технические возможности.
"Ваня и Соня и Маша и Гвоздь" - так любимая Райкиным "игра в театр", легкая комедия с отсылками к Чехову, с утверждением идей, которые близки режиссеру.
Это были три очень разных спектакля. Если антреприза в конечном счете все приводит к одному знаменателю, то здесь мы видим достаточно широкую территорию свободы, возможность самовыражения для художников, при том что они работают с серьезной оглядкой на зрителя. Потому что если оглядываться только на зрителей - то это еще ничего.
Tags: САТИРИКОН, театр, театр Наций, театр Пушкина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments