lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Category:

"Сон об осени", театр им. Ленсовета, 29 июня 2017, "Летние сезоны Станиславского"

Черный, белый, зеленый - такова безрадостная цветовая гамма спектакля. Тусклый зеленый, по мнению Бутусова, больше подходит осени, чем традиционные яркие краски. Правда, есть еще старинные золоченые канделябры в глубине сцены, они потом выносятся вперед, как церковные ритуальные принадлежности. Осень жизни - усталость, загруженность сложностью и тяжестью пережитого, чувство вины, одиночество, кладбище (уже многие мертвы, и тебе скоро...)
Начинается спектакль с чудесного монолога Мужчины (Виталий Куликов) - бытовые семейные фразы из воспоминаний, трогательные в своей простоте, ритмически похожие на постмодернистские стихи (это и есть стихи - Владимир Гандельсман, "Воскрешение матери"). Старожилы припоминают, что раньше начало спектакля было иным - без этого монолога. Начиналось с проезда героя на велосипеде, а дальше, как и в пьесе, встреча Мужчины и Женщины на кладбище.
А вообще текста здесь много - и эти диалоги и монологи были для меня мучительны. Никакие чеховские персонажи не сравнятся с героями спектакля - по степени обыденности и бедности языка (пьеса современного норвежского драматурга Юна Фоссе). У них как будто отсутствует культурный бэкграунд, который обычно чувствуется в речи. Они то мучительно, то бестолково пытаются выразить свои переживания. Слов много (они еще и повторяются, ходят по кругу), но значат они мало. Мать наговорила кучу ерунды, не сказав ничего плохого о новой избраннице героя, а он обиделся... Сам он говорит Женщине: я тебя ненавижу, я тебя не хочу! А она практически пропускает это мимо ушей, понимает: да, остыло, но все привязанности остаются с нами до конца.
Мне удалось сразу же попасть в ритм спектакля, и дальше мы поплыли вместе. Но никогда еще для этого так не была нужны музыка. Именно она держала ритм, и очень редкие неозвученные ею фрагменты были особыми - именно здесь требовалось слушать текст. Сочетание звукового и визуального ряда - отсюда и рождается главное эстетическое и смысловое впечатление от спектакля. Бесконечная ходьба по кругу, замедленность движений, танцы - завораживающе прекрасны (сон!) Увеличение роста матери и отца (ходули, стремянка) - образы из сна, детские впечатления. А в музыке - постоянный шум прибоя, крики чаек, звуки улицы.

В основе сценографии - белый круг, далеко вынесенный в зрительный зал, арена - посреди всего театрального пространства. Трагическая цирковая тема (арена и в "Лире" есть, где еще у ЮБ?) здесь лишь обозначена (клоунский грим героя, черные шары, велосипед, неуклюжие музыканты). Персонажи не только существуют в голове героя, но и "выступают" - только перед кем? Если "мир - театр", то кто его зритель? На кого рассчитано это наше "выступление", наш "спектакль жизни", который необходимо доиграть до конца? Ответа на этот вопрос в спектакле нет, но есть космос - черный и бесконечный, как почти во всех спектаклях Бутусова, начиная с "Чайки". И круг - это тоже бесконечность (он, кстати, не единственный, потом в глубине сцены появится еще один).
Спектакль - камерный, всего четыре актера, всего два часа идет. При этом - огромное сценическое пространство, увеличенное за счет зала (сняты несколько рядов кресел), за счет использование потолка (там висят огромные связки черных шаров, к которым регулярно присоединяются еще шары - отрываются от земли и влетают к небесам, как души умерших). И в этой бесконечности - герой, оставшийся наедине со своей осенью.





фото: Галина Фесенко
Tags: БУТУСОВ, театр, театр Ленсовета
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments