?

Log in

No account? Create an account
 
 
15 August 2009 @ 09:04 pm
"О, кто мне возвратит вас, буйные надежды!"  


У меня появилась счастливая возможность увидеть уникальную запись - сатириконовский "Маскарад".
Это тем более радостно, что судя по наметившейся тенденции, вскоре мы будем видеть на сцене наших любимчиков лишь в возрастном гриме. А тут они - во всей красе. И в предпочтительной (это на мой взгляд - сравнить-то не с чем!) комбинации - Арбенин-Суханов и Казарин-Аверин. Правда, сразу же стало грустно, что никогда не увижу рокировку. Но есть фото и воспоминания очевидцев, так что можно себе что-то представить...

      

Арбенин-Суханов, Нина - Глафира Тарханова, Казарин-Суханов и Арбенин-Аверин.
фото с сайта http://denis-suhanov.narod.ru/


Спектакль очень стильный и красивый, чем напомнил мне юго-западного "Дракулу": цветовой гаммой, подбором и использованием музыки, ритмом и общим "демонизмом".
Ставил его режиссёр Агеев. Что-то не заладилось, и спектакль быстро убрали из репертуара - жуть!
Запись плохая, но слава Богу, что хоть такая есть. Вроде как смотришь с последнего ряда, а бинокля нет, мимики практически не видно. Но и то, что можно увидеть - впечатляет.
Арбенин по первому взгляду напомнил толстовского Каренина - чисто внешне, но ассоциация "правильная": во-первых, почти та же коллизия, во-вторых, время действия продвинуто в сторону эпохи модерна, в-третьих, Арбенин-Суханов действует, как человек-машина: ум отдельно, чувства отдельно. Есть даже эпизод, где он двигается, как робот.
Короче, "и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". То есть ЭТОТ "Маскарад" - всё-таки лермонтовский, несмотря на всю его "декадентщину".

Два эпизода вызвали культурный шок: один - в плане формы, другой - трактовки.
Первый - практически вставной номер, во время которого Казарин почти садится на шпагат (думаю, когда его играл Суханов, не было никакого "почти"). Потом они вместе поют "своё" "Посвящение Карузо", потом начинается какой-то рэп (текст Лермонтова)... Потом Арбенин "салютует" и "марширует". Cцена - ШИКАРНАЯ. Я даже не очень удивилась тому, что у Суханова оказался академический вокал (можно было предположить по "Макбетту"), просто поставила ещё одну галочку в графе его актёрских возможностей. Ну а то, что Аверин прекрасно поёт, я уже знала. Опять же: как жаль, что не увижу рокировку.

Другой "шоковый" эпизод - сцена отравления Нины. По тексту (подкреплённому старым фильмом) оскорблённый Арбенин убивает жену, как законченный эгоист, это чистая месть, ему кажется, что никакие ЕЁ страдания не сравнятся с ЕГО. Романтический герой, чего уж!
Здесь же я увидела нечто странное: когда она ест отравленное мороженое, он говорит с ней и смотрит на неё - с нежностью, он и вправду её любит. А потом явно хочет убедить её в том, что смерть в ИХ случае - это хорошо, что другого выхода просто нет.
Что это - любовь маньяка, который "лучше неё знает", как ПРАВИЛЬНО? Или он уже с ума сошёл? Или его чувство САМО ПО СЕБЕ так важно для него, что тут уж можно приносить любые жертвы - ради восстановления гармонии... То есть он всё-таки человек идеи.
Герой Суханова здесь ещё сильнее, чем где-либо, напоминает какое-то холодное оружие, занесённое для удара, да и сам холодноват. При этом энергетика просто зашкаливает, что видно даже по записи.
Думаю, Казарин был у него очень обаятельным, а Арбенин у Макса - человечнее.
В финале - сцена безумной красоты (или прекрасного безумия) - но очень тяжёлая. Я могу свободно и с радостью пересматривать первую часть, а вот вторая сильно выбивает из равновесия.

Что касается остальных актёров, то из-за качества записи я могу оценить лишь трактовку образов, а не силу воздействия игры. Замечательная Нина у Глафиры Тархановой: прелестная, лёгкая, очень подходящая ТОМУ Арбенину, каким бы ему хотелось стать - но не удалось. Князь Звездич - Яков Ломкин - очень живой и привлекательный. Баронесса Штраль - Лина Варганова - полное соответствие лермонтовскому образу...