?

Log in

No account? Create an account
 
 
14 September 2017 @ 02:52 am
"Безприданница" реж. Д. Крымов (ШДИ и "Арт-Партнер XХI"), Прогон, 12 сентября 2017  
Чтобы избежать недоумений, связанных с орфографией: это "авторская" орфография, постановщика пьесы и самого Островского. Можно говорить о том, что так написали типа для стиля, но я бы добавила, что приставка "без" вообще особая, не похожая на другие приставки на з-с, в ней есть что-то от предлога, усиленное значение.
Локальная театральная реформа коснулась не только названия. Спектакль поставлен сложно, изощренно, форма разметала мелодраматичность пьесы, вывернула наизнанку все штампы, которыми она обросла за время театральных и киношных постановок. Здесь мы видим и "спектакль в спектакле", и "телевидение в спектакле"(в разных вариантах) - то есть все игровое, зрелищное, сочетающее в себе условность игры и нешуточный драматизм, настоящие эмоции. Потому на экране, который висит на сцене (и выполняет разные функции) чаще всего показывают футбол. А именно - незабвенную победу наших над голландцами (когда я, придя домой, стала рассказывать сыну о спектакле, он сразу понял, о какой игре идет речь, хотя нимало не болельщик). То есть по телевизору показывают успех. Еще на экран передаются картинки с видеокамер, установленных в доме Огудаловых: набережная Волги (гости подходят к дому, затем заходят внутрь), комната Ларисы... Камера как бы подглядывает за героями (и мы тоже).

Текст Островского сильно переработан, изменились и герои. И как всегда, когда речь идет об удачной интерпретации классики, можно сказать: никакой необоснованной "отсебятины" здесь нет, просто пьесу разобрали по кусочкам, по-своему прочитали и сложили. И получился новый взгляд, другая трактовка, раскрывающая то, на что раньше внимания не обращалось.
Прежде всего это касается образа Ларисы. Вместо провинциальной красотки, умеющей "с душой" петь жестокие романсы, мы видим прирожденную артистку - несостоявшуюся и измученную. Играет ее замечательная Мария Смольникова. Эта Лариса прошла круги артистического ада: потеря голоса из-за несчастной любви (она мечтает быть эстрадной певицей), попытка алкоголизма, таблетки горстями, мысли о самоубийстве. Она очень боится унижения, присущего профессии, и тогда ее мать (явно артистка в прошлом) демонстрирует ей, что такое настоящее актерское унижение. Хариту Игнатьевну играет мужчина, молодой актер Сергей Мелконян. Танец матери, вспомнившей молодость - сильная сцена, одновременно смешная и горькая.
Фойе украшает похожая на самодельную афиша концерта Ларисы, который стал для нее несбыточной мечтой.



То, что Лариса рассказывает Паратову - настоящая жесть. И на минуту делается не по себе при мысли, что он ее, пережившую такое, снова обманет - это же полный ужас, как его показать? Но побеждает игровая природа спектакля, ведь здесь только Лариса - человек, проживающий настоящую жизнь, остальные - актеры, и мы это понимаем. Они по бумажке читают куски текста, у Паратова во время объяснения с Ларисой отклеиваются усы, Вожеватов говорит сладким татарским голосом, Кнуров (самый страшный персонаж, самый отвратительный для Ларисы "жених") - какой-то диккенсоновский паук. Гротеск помогает чуть-чуть отстраниться от происходящего: все персонажи, за исключением Ларисы, строго придерживаются выверенного амплуа. Уж если Паратов, то настоящий "герой-любовник" (Евгений Старцев), показанный зрителям почти во всей красе (его самого, кстати, ждет настоящее унижение, женитьба на богатой). И внесценическим персонажам нашлось дело: сестры Ларисы (одна - с бутафорским кинжалом в груди), их мужья, кассир-растратчик - это зрители. Они то смотрят на экран, где разыгрываются нешуточные футбольные страсти, то рассаживаются, чтобы увидеть финал драмы. Роковая "Ласточка" оборачивается "теплоходом" ("На теплоходе музыка играет..."), а в дизайне билета использована картина Репина "Бурлаки на Волге" - с подписью "Левитана". Театральных перевертышей и обманок здесь хватает.
В общем, несчастная любовь - это лишь часть испытаний, выпавших на долю героини (и большинства женщин, которые хотели или даже стали артистками). Лариса и Нина Заречная - сестры по призванию и по духу. Об этом напоминают и чайки, мелькающие на экране.
Элемент сценографии - театральная шутка.





Спектакль - совместный проект Школы драматического искусства и продюсера Леонида Робермана (агентство "Арт-Партнер XXI https://artpartner.ru/). За возможность посмотреть предпремьерный показ огромная благодарность сообществу moscultura, проекту https://moscultura.ru/ и лично tushinetc.
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on September 14th, 2017 10:18 am (UTC)
оч.интересно!
а сколько длится?
lotta20lotta20 on September 14th, 2017 10:20 am (UTC)
Re: оч.интересно!
Два часа с чем-то, с антрактом.
Вообще-то это мой первый крымовский спектакль))
Лев Семёркинlev_semerkin on September 14th, 2017 10:40 am (UTC)
Re:первый????
не верю!
так бывает?
:)

с другой стороны можно только позавидовать - столько всего впереди: Демон, Жираф, Тарарабумбия, Ой! (правда, многое уже не идет)
lotta20lotta20 on September 14th, 2017 10:46 am (UTC)
Re: первый????
угу) смотрела в ШДИ несколько спектаклей, и все не крымовские) Это как с Марчелли - надо сезон посвятить теперь им))
Лев Семёркинlev_semerkin on September 14th, 2017 10:57 am (UTC)
Re: сезон посвятить
к меня точно также было
только 6 лет тому назад :)

посмотрел в самом начале сезона Демона и потом еще три спектакля в этом сезоне
lotta20lotta20 on September 14th, 2017 11:17 am (UTC)
Re: сезон посвятить
Демон идет, и Ой... Будет чем заняться.
Просто я по своему характеру как привяжусь к чему-нибудь (театру, режиссеру, актеру), так и смотрю почти только это, пока не насмотрюсь)
Лев Семёркинlev_semerkin on September 14th, 2017 11:39 am (UTC)
Re: как привяжусь
полезное дело (не только с "открыл для себя новый театр Москве", но и с большим гастролями)
отдельные спектакли лучше складываются в театр, когда смотришь сразу много подряд, а не по мере выхода

у меня так было еще с театром Туминаса, с театром Коляды, с театром Лепажа, с театром Арцибашева

единица измерения не спектакль, а театр
lotta20lotta20 on September 14th, 2017 12:04 pm (UTC)
Re: как привяжусь
Да. Театр Режиссера как главный вектор.
В случае с ШДИ меня (по тем спектаклям, что видела) немного расхолаживал упор на игровое потому и с Крымовым не торопилась, все время находилось что-то более желанное. Сдвиг, как ни странно, произошел после спектаклей театра Предел Владимира Деля, с которым свела судьба. У него игровое начало очень сильно замешано на эмоциях. Я потом узнала, что Васильев с большим интересом относился к его спектаклям. Так что думаю, не случайно на Крымова вышла только сейчас.
Лев Семёркинlev_semerkin on September 14th, 2017 01:13 pm (UTC)
Re: В случае с ШДИ
я тоже не любитель театра Васильева, тем более его продолжателей
поэтому и на Крымова не сразу обратил внимание

но он оказался совершенно самостоятельный
Лев Семёркинlev_semerkin on September 14th, 2017 01:14 pm (UTC)
Re: театра Предел
на фестивале СОЛО будет их спектакль "Похнюпый"

видели? стоит идти?
lotta20lotta20 on September 14th, 2017 04:33 pm (UTC)
Re: театра Предел
Пойду только, в первый раз. У них хорошо получаются инсценировки Прилепина, и актер хороший. Думаю, стоит!
Лев Семёркинlev_semerkin on September 14th, 2017 08:36 pm (UTC)
Re: Спектакль поставлен сложно, изощренно
посмотрел сегодня премьеру
очень понравилось, из самых лучших крымовских

но это одна из наименее сложных-изощренных по форме его постановок
ядро пьесы поставлено один-в-один
здесь сложность содержательная, что мне особенно понравилось
(как Паратов отворачивался во время "романса Ларисы", она ведь попсовая и любовь ее попсовая и одновременно великая, цветаевская)
lotta20lotta20 on September 14th, 2017 08:42 pm (UTC)
Re: наименее сложных
Что наименее сложная - мне трудно судить, так как слаще морковки я тут ничего не ела)
Очень рада, что вам тоже понравилось! сама пьеса мне так себе, а режиссер, оттолкнувшись от ядра, ее реабилитировал.
Лев Семёркинlev_semerkin on September 14th, 2017 08:49 pm (UTC)
Re: сама пьеса
а я обожаю Островского (и Бесприданницу в том числе)
и был очень рад, когда Крымов к нему неожиданно для всех пришел

с "Поздней любовью" он круче обошелся :)
lotta20lotta20 on September 14th, 2017 08:51 pm (UTC)
Re: сама пьеса
я тоже Островского люблю) но Бесприданница не пошла когда-то