lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Categories:

"Сны господина де Мольера" реж. Павел Сафонов, Ленком, Премьера, 13 сентября 2017

Режиссер Павел Сафонов делает ставку на два главных момента - на актуальность темы пьесы и на главного исполнителя Игоря Миркурбанова, с его темой, актерской мощью и сложившимся театральным образом.
Интересно, что время наложило свои поправки на актуальность: противостояние "художник-власть" немного уступило место другому - "художник-церковь" (если под "церковью" подразумевать то, что оказывает власти идеологическую поддержку). Потому сильный и харизматичный Виктор Вержбицкий играет Короля почти в манере Леонида Броневого (в "Мюнхгаузене"), только без его обаяния. Этому королю плевать на государство, он думает лишь о себе - о своем комфорте, развлечениях... И, конечно, будет исполнять "пожелания" тех, кто ему помогает удерживать власть. "Поставив" на него в надежде на покровительство, Мольер проигрывает, лишившись всего, как только выходит за рамки своего "предназначения" - развлекать.
Главной силой оказывается архиепископ - актер Дмитрий Гизбрехт, запомнившийся по роли Пимена в "Борисе Годунове", где он играл монаха с теми же интонациями фильма "Беспредел". На этот раз образ тюрьмы, зоны в спектакле лишь обозначен.
В сценографии и в костюмах очень мало того, что отсылает к театру, хотя пьеса-то о театре. Господствуют темные, агрессивные стальные поверхности - тема тоталитарного государства. Даже маски не кажутся элементами театральной атрибутики: они скрывают лицо, превращают людей в оборотней. Музыка Баха звучит здесь подавляюще, зловеще. Таким видится мир в снах господина де Мольера.

У Игоря Миркурбанова есть замечательная способность играть творческих людей цельно, без разделения на "в творчестве" и "в жизни" (я очень не люблю истории типа "Бунин в халате"). Это блестяще удалось ему в спектакле "Вальпургиева ночь", в котором почти весь упор делался на героя. В новой постановке ситуация более сложная: показывается много того, что выходит за пределы "снов" Мольера. Часть действия мы видим его глазами, но в другое время и на него самого смотрим как бы со стороны. Из-за этого спектакль кажется неровным - по темпу, по наполнению, иногда зависает. "На одном дыхании" - это не про него.
И тем не менее сам герой очень интересен, он брутален, витален, но в то же время имеет доступ к каким-то высшим сферам, недоступным обычным людям. Он питает свой талант земной страстью - и выходит за пределы земного мира. Короче, он настоящий артист, художник. Понятно, что выдержать такой накал разнородных эмоций, внутренних противоречий человеку трудно, он обречен на одиночество и цепляется за любовь, чтобы удержать почву под ногами. Но (и это есть в спектакле) личная драма, основанная даже на кровосмесительстве, не закончилась бы трагедией, если бы не вмешательство представителей идеологии. И вообще эта драма не так страшна, как ее "малюют" церковники, считающие возможным вмешиваться в частную жизнь человека.
Главный протест Мольера направлен против Короля, он понимает, что за "покровительство" ему каждодневно приходилось платить страшную цену, унижаясь и приспосабливаясь. И тут встает вопрос о месте художника в государстве, о том, насколько по-разному понимают это место люди власти и те, кто занимается творчеством. Хотя до поры до времени кажется, что говорят они на одном языке: в нашем случае - на русском.



фото: https://www.facebook.com/igor.mirkurbanov/
Tags: Ленком, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments