?

Log in

No account? Create an account
 
 
07 October 2017 @ 04:36 pm
"Ты че такой похнюпый?" реж. Владимир Дель, театр Предел, фестиваль SOLO  
Спектакль показывали в маленьком кирпичном зале Боярских палат (ТЦ на Страстном), и это подчас усиливало "замогильность" темы (герой - молодой могильщик). Но меня не оставляла мысль о том, что рассчитан он все же на более просторную сцену и светлый, с деревянными скамьями, зал скопинского театра. Где больше размаха для актера и ярче проявляется контраст: сильного и прекрасного молодого парня, каким он был задуман Создателем, каким он выглядит в танце - и вечно пьяного, почти разложившегося, сохраняющего в сознании лишь фрагменты настоящего себя.
И тем не менее этот контраст жизни и смерти (смерти буквальной и смерти при жизни) сохранился и при таком показе, он работает.
Другой контраст - трагического и смешного - вызывает смех до слез в те моменты, когда рассказывается о самой, казалось бы, страшной и отвратительной стороне жизни.
Рассказ Прилепина "Колеса" довольно незамысловат, для усиления лирического начала режиссер использовал стихи (тоже Прилепина). Владимир Дель вообще лихо делает инсценировки прозы, тем более в случае, когда текст - от первого лица. За спектакль, когда речь идет о моно, отвечают три человека - автор текста, режиссер и актер. И эти трое очень хорошо знают то, о чем говорят: и героев таких перевидали, и среду прочувствовали. Михаил Сиворин, ставший прекрасным актером - воспитанник театра Предел, Владимир и Ирина Дели знают его с детства. Воспитанник - и в актерском, и в человеческом смысле. В спектакле звучит его личное понимание проблемы, его горечь и боль о тех, кто не смог выбраться из-под колес жизни. Хотя "алкогольная тема" заставляет вспомнить бессмертную поэму Ерофеева, этот герой сильно отличается от Венички (другой тип, другая эпоха), он не измученный интеллигент, а простой парень, в душе которого, тем не менее, много всякого разного - живой, тонко чувствующий жизнь человек.
После спектакля стала мечтать, чтобы Дель поставил Платонова (а Сиворин бы сыграл), это прямо-таки их автор.
Постановка аскетична по части реквизита: самые простые вещи (деревянная доска, пустые бутылки, клеенка, горсть земли) - вещи бытовые, но на сцене приобретающие метафоричность, знаковость, театральность. Спектакль пронизан любовью к жизни и к людям, болью за них, он по-хорошему сентиментален. И снова думаю о том, какую важную и прекрасную миссию выполняет театр Предел в своем городе, на своей земле - вообще в нашей жизни.

 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on October 7th, 2017 09:27 pm (UTC)
После спектакля стала мечтать
я тоже про Платонова подумал :)

и про Ерофеева (я не вижу такой уж большой разницы у этого героя с Веничкой, они оба поэты, у Прилепина прямо сказано, что он бросил писать стихи, но ведь любовь к слову сохранил, и собутыльники его выделяют точно также как выделяли Веничку на кабельных работах)

и еще про Гоголя, актер на роль Гоголя - очень подвижное лицо
lotta20lotta20 on October 7th, 2017 09:43 pm (UTC)
Re: После спектакля стала мечтать
Насчет Венички не думаю - этот герой все же из "простых": нет культурного бэк-граунда. И нет такого уж противопоставления остальным, он подчеркнуто типичный. А поэтичность натуры - свойство почти каждого, кто из народа, если не считать совсем конченых, в этом вопросе режиссер совпадает с писателем)

Про Гоголя - интересно! пожалуй)
Лев Семёркинlev_semerkin on October 7th, 2017 10:07 pm (UTC)
Re: из "простых"
а Веничка из "кого" ?

герой "Колес" неудавшийся писатель, недоПрилепин, недоКоляда
его отношение к слову "похнюпый" очень похоже на отношение Коляды к слову "зачудительный"
lotta20lotta20 on October 7th, 2017 10:36 pm (UTC)
Re: из "простых"
Так это герой "Колес") В спектакле - по-другому, это другой типаж, обычный парень.
Веничка, на мой взгляд, иной - он как-бы опустившийся с какого-то бывшего статуса, человек с образованием.
Лев Семёркинlev_semerkin on October 8th, 2017 04:44 pm (UTC)
Re: В спектакле - по-другому
я разницы не вижу, рассказ поставлен очень точно
и стихи там это его стихи, не чужеродные (и они не простые)

про Веничку согласен
с дополнением - он сначала поднялся (как сам Ерофеев или Рубцов, из глубокой провинции до московского института), а потом опустился обратно

герой "Колес" тоже вернулся в пригород из города, где писал стихи
lotta20: мухаlotta20 on October 8th, 2017 07:53 pm (UTC)
Герой Колес - да. А герой Сиворина - это не поднялся- спустился, а как уж есть. Для меня это так: обычная судьба, в том и ценность: поэтическое мироощущение совсем обычного парня.. Вы видите героя необычного, ну и ладно) Вы у себя в блоге цитируете фразы из текста, которых в спектакле нет. Возможно, рассказ перекрыл вам спектакль)
Лев Семёркинlev_semerkin on October 8th, 2017 07:59 pm (UTC)
Re: которых в спектакле нет
"Засыпьте меня прямо сейчас, я знаю, что такое счастье." - вот эта фраза точно была и прямо на спектакле врезалась в память!

а стихов не было в рассказе

спектакль и рассказ, прочитанный сразу после, удачно дополнили друг друга
lotta20: мухаlotta20 on October 8th, 2017 08:20 pm (UTC)
Хорошо) но у меня почему-то другое ощущение героя)
Он народный - потому ближе к Платонову, чем к Веничке. Ну прям совсем народный!))