?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 October 2017 @ 11:32 pm
Сериал "Пустая корона", Великобритания (2012-2016 гг)  
Начала то, что давно уже надо было делать - смотреть английскую экранизацию исторических хроник Шекспира. Я их когда-то читала и, в общем-то, ими давилась, казалось, что это тяжко и неинтересно, потому помню мало. Видимо, очень нужна была визуализация персонажей и места действия. Ну и английские актеры, для которых Шекспир - родной.
Первая часть ("Ричард II") не произвела сильного впечатления, но смотреть было приятно: простое, неторопливое повествование, с множеством "лишних" подробностей и наметками тем будущих великих пьес.
Прорывом оказался "Генрих IV", до внутренней дрожи: как будто становишься свидетелем того, как драматург и вообще театр делают огромный шаг вперед, и это в стародавние времена. Теперь и я уверена в правоте А.В.Бартошевича: был Шекспир! Как звали его - неважно, но был один человек, работавший в театре и пишущий пьесы под конкретных артистов. И он писал все глубже, сложнее, интереснее - развивался.
Прорыв произошел из-за Фальстафа, из-за его комической и печальной истории. Фильм без лишнего нажима дает сложную трактовку образа: Фальстаф - не случайный временный спутник принца Гарри, он в какой-то степени его учитель, умный и энергичный - при всей своей дури. С ним связано несколько блестящих сцен. Когда Гарри и Фальстаф устраивают представление, а заодно и репетицию встречи принца с недовольным им отцом, там предсказывается будущее: Гарри в конце концов Фальстафа прогонит, откажется от него, можно сказать, предаст (ради высших целей, конечно). А сам принц, поторопившись надеть корону еще не умершего короля, будет выкручиваться так, как это делал Фальстаф.
Очень глубокая, наполненная сцена - воспоминания старого однокашника Фальстафа о студенческом прошлом ("Вот было времечко..."). Прекрасный крупный план актера Саймона Расселла Била: герой с горечью понимает, сколько ему лет, но воспоминания старика ему чужды: он живет настоящим.
А принц, став королем, совершает предательство по отношению к своему прошлому и своим друзьям - закономерное, понятное, но в очередной раз подтверждающее бесчеловечность власти.

В "Генрихе V" был сюрприз: Бенедикт Камбербетч оказался просто прекрасным Ричардом (будущим королем). Его странная внешность и маньяческое обаяние тут в самый раз. Если Шерлок с неподвижной (и неумной) физиономией и романтическим плащом мне абсолютно неинтересен ("выступает, как директор пляжа"), то у Шекспира актеру дали волю, не стали его жестко застраивать под вкусы домохозяек (оговорюсь, что не только домохозяйки любят Шерлока, но расчет был именно на их вкус).
"Ричард III" мне еще предстоит, оттягиваю удовольствие. И напишу о нем потом отдельно. Но вот что интересно: монолог Райкина, с которого начинается бутусовский спектакль, звучит, оказывается, в предыдущей хронике - в "Генрихе VI" ("они с природой-дурой сговорились...") Потом найду время сравнить тексты, но уже понятно, что Бутусов составил свою "композицию" даже для спектакля, который кажется теперь самым точным, четким и каноничным.
А сериал - просто кайф и зрительское счастье!