?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 November 2017 @ 09:23 pm
Сериал "Пустая корона", "Ричард III" Великобритания (2012-2016 гг)  
"Ричард III" - последний фильм второй части сериала ("Война роз"). Герой появился уже в предыдущих сериях, и было ясно, что он - в точку. Я видала не так много Ричардов (Рамаза Чхиквадзе в давнем спектакле Роберта Стуруа, Михаила Ульянова в теле-фрагментах, Олега Ягодина у Коляды, Константина Райкина в Сатириконе). Это такая пьеса, что выбор актера на роль является определяющим, даже если режиссура из ряда вон. В английском фильме же все традиционно, без наворотов, смысл виден невооруженным взглядом, так что Бенедикт Камбербэтч - это, безусловно, главный элемент.
С одной стороны, в этом сила фильма (играет актер прекрасно и вдобавок одним своим участием привлекает к просмотру множество фанатов), с другой - пожалуй, что и слабость. Во всяком случае, не могу отделаться от мысли, что ожидало большего. Допускаю, что субъективна, понимаю, что сравнивать спектакль и фильм не совсем корректно, но сравнение прямо-таки напрашивается: смотрю фильм, слушаю текст - и вспоминаю спектакль Бутусова.
У Камбербэтча и у Райкина, в отличие от других Ричардов, вовсю используется фактура - нестандартная внешность, лицо, которое может производить отталкивающее впечатление, но не производит, благодаря актерской харизме исполнителей. Ричард Райкина стал "таким" (злодеем, стремящимся к власти), потому что его не любили, Ричард Камбербэтча - потому что он из-за своего уродства был отстранен от обычной жизни и занятий молодого дворянина. Первое объяснение мне ближе, но и второе вполне убеждает. И в том, и в другом случае почти все внимание нацелено на героя... но в фильме это уже чересчур. Остальные персонажи - только фон, массовка, причем довольно бледная.
Тут уместно вспомнить еще одну постановку - Коляды, где и "свита", и режиссура играют только на короля. В итоге пьеса упрощается, выпрямляется, неглавные сюжетные линии практически исчезают. То же самое происходит в английском фильме, причем второстепенные персонажи оказываются еще менее убедительными (так и не поняла, как Ричард смог уболтать леди Анну и Елизавету, единственное объяснение: бабы - дуры).
Сейчас еще и в Вахтанговском вышла премьера - в грузинской постановке, с молодым актером в главной роли. Второе обстоятельство меня несколько расхолаживает.
В общем, самыми удачными сериями "Пустой короны" оказались "Генрих IV" и "Генрих V". Они настолько пришлись по сердцу, что, сгоряча начав смотреть следующий сериал из английской истории - "Тюдоров", снова вернулись к принцу Гарри и Фальстафу. И по второму разу пошло еще лучше.