lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Categories:

"Светлый путь. 1917" реж. Александр Молочников, МХТ, 2 ноября 2017, Премьера

"Светлый путь", видимо, завершает "историческую" трилогию Александра Молочникова, потому что даже не знаю, куда можно дальше развить тему.
Первым был "1914" - спектакль, в котором еще чувствовалась ученическая скованность автора - с внятным и в то же время банальным антивоенным высказыванием.
Потом - "Бунтари", менее внятные, но более интересные. Революция в них представлена делом молодых, а стремление к свободе реализуется в двух направлениях - в творчестве и революционной борьбе. Срифмовав свободу с "роком", Молочников создал музыкальный спектакль, в котором актеры (и их герои) отрываются по полной, и свобода в нем присутствует.
Теперь - "1917", он же "Светлый путь". Обещали нам серьезную работу - вот она! По форме - "молодой" спектакль, с буйной фантазией, владением современными театральными технологиями, эротизмом, рискованными шутками. По содержанию - как будто создавал его не 25-летний парень, а зрелый мудрец, много чего повидавший в жизни. Революцию здесь делают не "русские мальчики", а сознательно оболваненный креативными личностями народ. Впрочем, и креативные личности сами себя оболванивают: думают, что создадут огромный механизм, которым можно управлять, в котором каждый будет винтиком, а получается - толпа с инстинктами. Этот страх перед народом, перед его физической силой и непонимание того, что у него в голове, проявились еще в "Бунтарях" (чеховская сценка про мужика с гайкой), в новом спектакле все это звучит очень сильно.
В связи с этим лучшие сцены - массовые, хороводы и построения, они очень динамичны, красивы, так что смотреть спектакль советую из бельэтажа. Молочников продолжает практику представлять исторических персонажей в виде неточной карикатуры (здесь - более точной, нежели в "Бунтарях"). Ленин-Сталин, Троцкий, Крупская, Коллонтай вызывают здоровый смех зала. Кроме них в моей памяти остались пластика Артема Быстрова, прозрачный голос Вики Исаковой и бордовый халат Верткова.

Спектакль построен на эрудиции Молочникова (он же и автор текста). Это вообще интересная тема, насколько постановки молодых режиссеров зависят от их образования и начитанности. Думаю, началось все с молодого Богомолова, от познаний которого в свое время офигели не только зрители, но и критики (что странно вообще-то). Эрудиция в какой-то мере восполняет нехватку личного опыта... да и постмодернизм все-таки. Считывать аллюзии "Светлого пути" можно бесконечно. При этом спектакль получился респектабельным и холодным, а потому временами скучноватым, несмотря на всю красоту и музыкальность. Действительно, "жечь" здесь нечем: похоже, режиссер изжил в себе остатки романтизма, без которого браться за тему революции несколько странно (если, конечно, на своем опыте все не испытал). Характерно, что шутка про "триаду" самодержавие-православие-народность неточна. "Ленин" говорит, что, дескать, лет через сто вернем последние два элемента. А на самом деле вернули-то первые два.
Tags: МХТ, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments