?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 November 2017 @ 03:02 am
"Троцкий, где ваши победы?"  
К столетию Октября все смотрели фильмы "Троцкий" и "Демон революции", а театралы смотрели еще и спектакль Александра Молочникова "19.17 Светлый путь", поставленный в МХТ аккурат к этой дате.
Всё это - о революции, точнее, о том, что революции совершаются амбициозными личностями, неразборчивыми в средствах, а "народ - тупое быдло", агрессивное, живущее инстинктами.
И молодой Молочников, и старый лис Хотиненко, и продюсеры "Троцкого", которых судя по всему, интересовал лишь рейтинг (не считая верности линии партии, без которой денег не получишь), обходят стороной объективные причины революции. Возможно, они действительно считают, что их не было. Разве что в спектакле МХТ обошлось без упоминания о заграничных деньгах, да и содом с гоморрой, как из него следует, не занесены на нашу землю из гейропы, а выращены в собственном коллективе. Но в целом налицо общность взглядов.
А вот художественная ценность этих произведений разная. Наибольший интерес вызывает "Демон революции", все же Хотиненко борозды не испортит, даже если ведет ее в другую сторону. Главное достижение: наконец-то появилась возможность воспринимать Ленина как человеческую особь, а не в виде монстра, гриба или карикатуры, которые порядком надоели. Совсем недавно это казалось немыслимым, а теперь смотришь с интересом, видишь личность, интеллект, и большая заслуга в этом, конечно же, Евгения Миронова. Там вообще много хороших актерских работ, а Миронову и Бондарчуку можно даже премии какие-нибудь давать за таких Ленина и Парвуса. И еще два хитрых хода. Во-первых, действие остановлено на подходе к великому событию, перед самыми ужасами. Во-вторых, очень уж интересно было посмотреть, как выглядит знаменитый "пломбированный вагон" и как вообще происходило это перемещение из эмиграции в революционный Петроград. К тому же Хотиненко, видимо, не испытывает симпатии к царской правящей верхушке, что тоже приятно. В итоге "Демон революции" не настолько прямо, в лоб, обращен к нынешнему дню, хотя все равно момент предупреждения в нем есть.
Про спектакль Молочникова я уже писала, но должна сказать, что по прошествии времени осадок от него становится все хуже - в свете прошедших по тв сериалов.
Ну а "Троцкий" и слов-то никаких не заслуживает, даже странно, что у Хабенского получился такой несуразный персонаж, просто горе горькое. Там все на уровне развесистой клюквы, особо хочется отметить водевильного морячка Маркина (историческое лицо, между прочим) в исполнении Артема Быстрова, который у Молочникова играет рабочего Макара - такая вот революционная перекличка. Ну и, конечно, материализацию Ивана Ильина (Кирилл Пирогов): вроде только отпустило, перестали его цитировать везде, где придется - и нате, снова он!