?

Log in

No account? Create an account
 
 
07 February 2018 @ 12:02 am
Белград. Университет, Театр, Музей. "Ожидание Годо"  
Поскольку в Белградском университете охрана чисто номинальная, мне легко удалось попасть на секцию, в которой участвовал сын (он же ее и вел - к всеобщему веселью). Все доклады, кроме как раз его собственного, так или иначе касались литературы или театра, потому было очень интересно (с сербским я уже немного освоилась). Так, удалось не только послушать, как Эдуард Лимонов создавал из себя героя своих же произведений, но и увидеть кадры документального фильма о его пребывании в Боснии в районе боевых действий. Когда он, будучи "в гостях" у Радована Караджича, стрелял по врагам (потом Лимонов говорил, что все это было понарошку). А российская студентка, которая учится в Белграде в магистратуре, делала доклад о постсоветских постановках пьес Бранислава Нушича - в основном, о питерском спектакле "Доктор философии" театра Акимова. Все это обсуждалось с большим энтузиазмом (уже по-русски).
В основном, речь все же шла о русских эмигрантах, осевших в Белграде на время или так там и оставшихся. Кстати, оказалось, что многие здания 20-х и 30-х годов были спроектированы русскими архитекторами.



Сербская речь уже настолько не пугала, что я решила сходить в театр. Вообще-то грешно было бы не воспользоваться такой возможностью: в мой свободный вечер там шло "Ожидание Годо". Театр "Ателье 212", который считается в Белграде авангардным, находился в десяти минутах ходьбы от нашего дома, мы постоянно шастали мимо него. Красивое здание: снаружи как бы средневековое, в вестибюлях - мрамор, а "малая сцена" - функциональна и аскетична, примерно как в МХТ или в Наций, только сиденья стульев помягче и красного цвета.



Хит репертуара - пьеса "Ивана Вирипаева".









Сценографию можно оценить на фото поклонов.



Никакого "дерева" не обнаружилось, одни гремящие плоскости (а у Поццо еще и ботинки были подкованы). Иногда актеры откидывали крышки и укладывались в "ящики" (как в фильме "Кин-дза-дза"). А пробирались к сцене в начале спектакля они в полной темноте, чуть ли не по головам зрителей - чертыхаясь, гремя и вскрикивая. Вообще, интерактива было очень много. Во время "паузы" актеры, как бы выйдя вдруг из образов, объявили, что вот написал автор про паузу, а что делать - не сказал, и стали пить воду из бутылочек, разговаривать со зрителями, заходить в фб по мобильнику (видимо, импровизировали вовсю). Спектакль был очень веселым, публика часто смеялась (реагируя не только на игру актеров, но и просто на текст). В общем, легкий вариант "Годо". Актеры играли неплохо - органично, свободно, но особо не "грузили".
Как и в случае с конференцией, порадовала тяга белградцев к духовной пище. Зрители практически целиком заполнили не очень-то маленький зал, "входникам" с трудом нашлись места. Кстати, насчет "входников" - порядок рассадки, как у нас, но, пожалуй, более четкий.
Вернувшись в апартаменты, нашла видеозапись бутусовского спектакля - и в очередной раз поразилась его гениальности.

В последний день предсказуемо испортилась погода, но мы уже были свободны от обязательств и просто отправились в музей Николая Теслы.



Мне вообще показалось, что Тесла - самый популярный персонаж в Сербии. Его лицо (одновременно аристократическое и пижонское) украшает магнитики, футболки, рекламные плакаты и даже денежные купюры. Да и аэропорт носит его имя.
В музее много аппаратов, которые он спроектировал. А вот этот макет просто показывает, как распределяется электричество, вырабатываемое "ветряками" - очень красиво, кстати, завораживающее постоянное движение света.



Нам показали фильм (на сербском), а потом продемонстрировали несколько опытов, в основном связанных с беспроводной передачей электричества: молнии, "колумбово яйцо", мечи Джедая, сами начинающие светиться в руках. Страшно интересно. Посетители - просто взрослые или родители с детьми. Дети, как водится, вели себя прекрасно: были очень внимательны, с радостью участвовали в опытах, без всяких шалостей.
Это Тесла в старости. Шикарный.



И личные вещи тоже позволяют судить о его изяществе и шике (кстати, этот красавец никогда не был женат... а также не был замечен и в других порочащих его связях). Культовый персонаж, в общем. Урна с прахом Теслы также находится в музее.





Осталось написать о крепости Калемегдан - это уже в следующий раз.



 
 
 
gil_geladgil_gelad on February 7th, 2018 09:22 am (UTC)
Ну, "Ателье" считался авангардным лет 40 назад, с тех пор многое поменялось в Сербии :/
lotta20lotta20 on February 8th, 2018 05:22 pm (UTC)
1956 год открытие - ничего себе! Но Беккет и Вырыпаев в репертуаре - в любом случае неплохо.
shunashuna on February 17th, 2018 11:14 am (UTC)
"...о питерском спектакле "Доктор философии" театра Акимова"
Интересно, попадалась ли ей замечательная запись Малого театра http://staroeradio.ru/audio/14300
lotta20lotta20 on February 17th, 2018 04:16 pm (UTC)
Нушич
Насколько я поняла, девушка видела все, что только можно достать по Нушичу.
Я сама не видела запись спектакля Малого театра. Зато хорошо помню телеспектакль с Этушем, Муравьевой и Дыховичным. Стало интересно, нашла запись https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=fCkbkw44_cQ Оказывается, ставил Прошкин. Надо и в видео Малого заглянуть, спасибо за ссылку.