?

Log in

No account? Create an account
 
 
15 February 2018 @ 10:14 pm
"Фрекен Жюли" реж. Гульназ Балпеисова, театр им. Вахтангова, (Первая студия)  
Спектакль идет в маленьком зале Первой студии и пользуется большим успехом, билеты на него достать трудно. Так что я благодарна счастливому случаю: мало того, что попала туда, еще и оказалась по центру первого ряда - это было важно.
Поставила "Фрекен Жюли" известная мне только по бутусовскому "Бегу" "девушка в красном" - ученица Туминаса Гульназ Балпеисова. Пьеса Августа Стриндберга, на мой взгляд, несколько устарела, в ней чувствуются внутренние противоречия (например, история графини-феминистки, матери Жюли, выглядит странновато), но к счастью, режиссер (пока еще) волен создавать свою трактовку классического материала, в котором и правда много интересного и актуального для современного зрителя, надо только это раскрыть. В частности, тема борьбы чувств с социально-сословным снова становится актуальной (это показал спектакль в театре Наций, насколько я могу судить по отзывам, так как его не видела). Но положа руку на сердце - это не самое интересное в пьесе. А интересны сложная психология героев, конфликт мужского-женского, принимающий в определенных ситуациях экстремальный характер - про это хочется смотреть.
Поэтому самым страстным, пожалуй, персонажем в спектакле оказывается кухарка Кристина, которую конфликт между общепринятыми правилами жизни и собственной природой делает трагической героиней (прекрасная работа Яны Соболевской). По пьесе она таковой не выглядит. В голове Фрекен все-таки больше свободы (точнее, хаоса), у нее в голове путаница другого рода, а Кристина твердо усвоила правила морали - и сама же их нарушает. Действие начинается с эротической сцены между Кристиной и Жаном - чтобы у зрителя не оставалось сомнений в характере их отношений. Отсюда и тема "mea culpa", и сюрреалистическая сцена с белой мукой. А крепкий крестьянский сон кухарки в спектакле обращается в сон сомнамбулы: спящая Кристина ходит по дому, развитие отношений между Жаном и Фрекен происходит практически при ней. Ну и, конечно, презрение к "падшей" хозяйке в этом случае выглядит ханжеством: "порядочная" Кристина разве что не выставляла на показ своих похождений, в отличие от Жюли. Вместо крестьянского здравомыслия мы видим в ней осознание собственного "греха". Очевидная беременность актрисы (из-за этого, кстати, спектакль не будет идти какое-то время) обострила трагизм ситуации.
Жан (Владмир Шульев) чувствует себя растерянным, оказавшись между двумя сильными фигурами. Его стремление доминировать, до жестокости, вызвано неудовлетворенными амбициями. Мечта Жана - открыть отель в прекрасном месте, положение лакея, к тому же вынужденного прислуживать капризной женщине, его унижает.

В спектакле очень удачная сценография: большая кухня, на которой происходит основное действие, дальше, в глубине видны другие помещения (комната Жана, часть гостиной с портретом графини). Зрители практически оказываются в сценическом пространстве, так как освоена и часть зала. Важный элемент - два больших зеркала на сцене и одно вынесенное в зал. Они расположены на параллельных плоскостях. Когда в них отражаются актеры, кажется, что ты видишь старинные портреты - подобные портрету графини. Так внимание акцентируется на внутреннем мире героев, на их страстях и сложной духовной жизни. Звуковое оформление придает действию дополнительный объем.
Фото пришлось делать при затемнении, но другого подобного, лучшего качества, найти не удалось.



Натуральная фактура: дерево, стекло, посуда. Почти как в Малом театре... если бы не вода, мука, настоящее мясо (сырое и вареное), картошка, которую чистят. Все это создает на сцене особый мир. Но с этим миром не стыкуется костюм Фрекен из 1-го действия, в нем (а еще с такой прической и макияжем) она выглядит, как на картинке из модного журнала. Вообще, иногда бывает трудно вписать нетеатральные костюмы и прически в сложное сценическое пространство с его магией. Если видишь перед собой не персонаж, а актрису, одетую в костюм "магазинного" вида, эта магия нарушается. К тому же я не поняла, почему "девушка с хлыстом", воспитанная матерью в ненависти к мужчинам, предстает перед нами в таком гламурно-женственном образе. Да и манера игры актрисы показалась неестественной. Понятно, что на кухне она должна смотреться существом из другого мира - но не чужеродным элементом спектакля. Мне даже взгрустнулось, потому что персонажей на сцене всего трое, а тут такой прокол.
Справедливости ради: во втором действии все резко изменилось к лучшему - и игра Полины Кузьминской, и костюмы, исчезла чужеродность. Потому склонна предполагать, что дело в неудачном решении образа героини в 1-м действии, когда она сама не знает, чего хочет. А выглядит это так, будто актриса не понимает, что играет. Что касается смятения чувств и перепадов настроения, в том числе вызванных опьянением - то эти сцены сыграны очень искренне и сильно.
В общем, спектакль интересный. Уже вернувшись из театра, стала читать пьесу - чтобы понять, какие изменения режиссер внесла в трактовку. Пожалуй, основные связаны именно с образом Кристины, который и показался мне наиболее удачным - сам по себе и для понимания смысла постановки.


 
 
 
shunashuna on February 16th, 2018 05:36 am (UTC)
Благодарю, очень интересно.
"...не поняла, почему "девушка с хлыстом", воспитанная матерью в ненависти к мужчинам, предстает перед нами в таком гламурно-женственном образе."
А не странно ли, что голубые рядятся в женское платье, на дух при этом не перенося интим с женщинами...
lotta20: мухаlotta20 on February 16th, 2018 08:06 am (UTC)
Ну тут ситуация обратная) По части интима у Фрекен все стандартно. Ненависть к мужчинам - феминистского плана, было бы логично как-то это внешне подтвердить. Но не в этом даже дело, просто неудачный костюм - какой-то своей неуместностью на сцене.