?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 March 2018 @ 10:08 pm
"Баба Шанель", реж. Валерий Белякович, Театр на Юго-Западе  
Бабушки из ансамбля народной песни при ДК празднуют 10-летие ансамбля, в сарафанах из мешковины с блестками и в кокошниках (очень удачные костюмы, кстати) и ждут руководителя Сергея Сергеевича, не зная, что он задумал "ребрендинг". Предполагаются шутки-прибаутки, песни и пляски, смех и слезы. Пьеса Николая Коляды не слишком замысловата, однако после спектакля мне захотелось посмотреть ее постановку в Коляда-театре, чтобы сравнить с Юго-Западной. Потому что чудо театра здесь присутствует, и воздействует это чудо на зрителей всех категорий - от простых (и даже привыкших к антрепризе), до искушенных, которым тоже необходимы эмоции и душевный отдых.

Бабушек играют актеры-мужчины, и это логично и оправданно. Во-первых, так снимается болезненность темы, неминуемо возникающая при любом натуралистическом показе старости, а это происходит, даже если в роли старух выступают нестарые женщины. Во-вторых, чего скрывать: с возрастом гендерное размывается. И если про какую-нибудь пожилую леди говорят, что она "женщина с большой буквы", то имеется в виду эстетический момент, а не женственность в прямом смысле слова. Ну и в третьих, уже с самого начала спектакля, с медитативного "ты ж меня пидманула", возникает ощущение метафоричности происходящего, никакого "реализма" от него ждать не стоит.
В общем, единственную по-настоящему женскую роль в спектакле играет "молодуха" Галина Галкина. И тут тоже возникает интересная двойственность. С одной стороны, героиня наделена сильным сексапилом - хоть и грубым, но вполне женским. С другой - к этой "бабе Шанель" больше подходит не вполне приличное, но точное определение - "баба с яйцами". Она работает в охране, соответственно одета, размахивает резиновой дубинкой и похожа на тюремную надзирательницу. Она легко "строит" очаровательного и типажно точного Сергея Сергеевича - Дениса Нагретдинова, к которому я раньше относилась как к актеру довольно снисходительно (в свое оправдание могу сказать лишь то, что давно это было). А поет героиня Галкиной частушки - пронзительным, похабным голосом, так они с Сергеем Сергеичем и будут теперь выступать на концертах, свадьбах и корпоративах. Это и есть "русское народное говно", а не неумелое, но искреннее пение бабушек (когда надо, кстати, поют они очень хорошо).
Первую скрипку среди старушек играет Максим Лакомкин. Его 90-летняя героиня Капитолина - самая яркая, самая шустрая, и она же первая умирает. Белякович любил играть с гендером, и есть особая театральная пикантность в том, что души бабушек облекаются в тела молодых и в общем-то прекрасных мужчин в черном трико. Максим Лакомкин отыгрывает весь цикл обратного превращения старых бабочек в куколок, отражаясь со своим трагическим танцем в зеркалах балетного класса. За ним следуют и остальные. Это очень красиво и выводит спектакль на другой эстетический и смысловой уровень.
В финале текст вступает в некоторое противоречие с действием, и мне снова интересно, как финал выглядит в постановке Коляды, я надеюсь увидеть ее на очередных зимних гастролях.
Зрители принимают спектакль очень тепло и радостно. Светлая грусть и трагическая горечь Беляковича всегда окрашена надеждой на то, что в нашей жизни и в нашей смерти есть высокий смысл, что все неслучайно.

Спасибо театру http://teatr-uz.ru/ и сообществу moskva_lublu за приглашение на спектакль, который я видела впервые.
Страницы ЮЗ в соцсетях
https://www.facebook.com/page.teatr.uz/
https://vk.com/teatr_na_uz
https://www.instagram.com/teatr_uz_adm/
https://www.youtube.com/user/ugozapadny
 
 
 
Olga: Солнышко смеетсяajushka on March 11th, 2018 09:18 pm (UTC)
Хочу тоже посмотреть этот спектакль. Когда-то давно отправилась смотреть их "Бабу Шанель" в Театре Станиславского, когда Валерий Борисович был ещё жив и там был главным, но, к стыду своему, не смогла досмотреть, объяснения чему не нашла. Показалось, что артисты не любят, не уважают своих старух. Потом жалела, что ушла - как будто вожжа под хвост попала. Люблю Театр на Юго-Западе, люблю Беляковича, люблю всех артистов, но после того спектакля в театре и не была, только недавно на их премьеру попала, поняла, что соскучилась и надо возобновить посещения.
Я смотрела эту пьесу в исполнении разных театров, в постановке разных режиссеров, разные трактовки. Надо будет выбраться и на ЮЗ.
Спасибо, Лена, мне ваше мнение интересно. И приходите смотреть "родной" спектакль:)
lotta20: мухаlotta20 on March 12th, 2018 07:14 am (UTC)
Я в принципе не могла смотреть спектакли Беляковича в театре Станиславского, уходила, так что понимаю вас. В пьесе при внешней незатейливости есть глубокий потенциал, возможны разные трактовки, это и интересно. Как я поняла, спектакли сильно различаются.
Olga: Солнышко смеетсяajushka on March 12th, 2018 09:51 am (UTC)
Да, режиссер видит "голый" текст очень по-своему.
Например, Валерия Приходченко в своем театре "Большая Медведица" одела своих героинь в "детские" платьишки", посадила на детсадовские стульчики, и героини Коляды зазвучали иначе - как маленькие девочки. В душе каждого человека живет внутренний ребенок, который не взрослеет с годами. Эта трактовка очень сильно отличается от всех, где бабули - бабули, смешные, с ребячеством, но бабули.
Мне понравился такой взгляд на этих трогательных старух.
А кто-то не воспринял.
Тут ведь и состояние зрителя важно.
Я эту пьесу люблю, старух этих люблю, мне кажется, что Коляда даже писал каждую с кого-то, кого и я узнаю.
И такой "сторонний" взгляд как будто открыл "прототипов" с другой стороны.

То, что я увидела у Беляковича, разительно отличалось от того, что я тогда увидела у Коляды, для меня это был шок.
Но я обязательно выберусь посмотреть до конца сезона на родной сцене. Уже слышала, что люди ходят не по разу, поняла, что в тот момент какой-то протест был внутри у самой, разрыв шаблона, видимо. Сама всем говорю - Коляду нужно смотреть до конца. А сама ушла. Надо исправляться:) Потеплеет немного, поеду. Для меня проблема - ехать напрямую тут минут 20, сложность в том, что маршрутку можно прождать минут 40, а обратно и вовсе на последнюю не успеть, придется возвращаться на метро от конечной через кольцевую до конечной, то есть, часа два. Либо такси, к билету плюс 500-700, я даже не представляю цену.
lotta20: мухаlotta20 on March 12th, 2018 11:04 am (UTC)
Думаю, не досмотренный вами финал может шокировать еще больше. Там по тексту о желании творчества и о старости, а по действию - о жизни и смерти. Старушки сознательно травестированы, из этого вырастают метафоры.
По выходным спектакль начтгается в 18, идет без антракта, доехать без проблем.
Olga: Солнышко смеетсяajushka on March 12th, 2018 11:07 am (UTC)
Вот спасибо за информацию, очень мне удобно в 18 часов!
Метафоры заложены там, понимаю, о чем вы говорите.
Обязательно схожу!
lotta20: мухаlotta20 on March 12th, 2018 11:17 am (UTC)
Я вчера ехала с работы спокойно, думала, что у меня еще час времени будет - и вдруг дошло, что воскресенье! Припустила и вбежала в театр ровно в шесть)
Сходите обязательно! Там сменились главные исполнители, но не страшно. Интересно, что скажете. И удастся ли преодолеть прежнее впечатление.

Edited at 2018-03-12 11:17 am (UTC)
Olga: Солнышко смеетсяajushka on March 12th, 2018 11:26 am (UTC)
Посмотрела на сайте - спектакль идет всего 2 часа, я и так должна успеть на последнюю маршрутку, она уходит в начале одиннадцатого.
Но на ближайший спектакль 4 апреля билетов уже нет:)
Только на 19 мая, а я не знаю, буду ли в Москве в это время. Следующий спектакль 3 июня. Раз в месяц идет, получается.
lotta20: мухаlotta20 on March 12th, 2018 11:32 am (UTC)
Вы можете записаться как блогер. Или прийти к 17.30, точнее, за полчаса до начала и купить за полцены входной. Посадят, правда, куда получится. Я так 100 раз делала)

Edited at 2018-03-12 11:33 am (UTC)
Olga: Солнышко смеетсяajushka on March 12th, 2018 11:38 am (UTC)
Как блогер я не люблю ходить в театры, пользуюсь приглашениями крайне редко, т.к. нужно преданонсы писать, потом на афише, в куче мест, где я писать не люблю.
А вот про входные за полцены не знала. У меня там подруга работает, не актриса, и когда-то она дежурила на спектаклях, звала меня, я приезжала на входные. на подушечках сидела на ступеньках, меня это не напрягает совершенно. Но она сейчас с ребенком сидит, не дежурит, и я туда не езжу.
А что, прям вот так любой человек на входной может попасть? Если я как бы с улицы приду?
lotta20lotta20 on April 5th, 2018 11:33 am (UTC)
Извините, Оля, только сейчас увидела ваш коммент с вопросом. Да, прямо с улицы приходите) Минут за 40. Спросите у людей, которые наверняка будут в кассе, кто последний на входной. По моему опыту, пустят ВСЕХ) Если из-за того, что опоздала с ответом, вы пропустили спектакль - очень жаль! простите еще раз!

Edited at 2018-04-05 11:34 am (UTC)
Olga: Солнышко смеетсяajushka on April 5th, 2018 06:21 pm (UTC)
Ничего не пропустила:)
Спасибо! Так спокойнее ехать, зная, что попадешь в любом случае.