?

Log in

No account? Create an account
 
 
31 August 2009 @ 12:42 pm
"Театр уж полон. Ложи блещут."  

"Капнист", театр Эрмитаж.

Всякие злободневные ассоциации с нынешней жизнью - мимо! Непритязательный вывод о том, что человеческая природа не изменяется, а значит, и общественные отношения тоже не слишком изменились со времён Павла Первого - мимо!
Короче, мимо меня проехала вся сатира, без которой, конечно, нельзя, вот только меня сейчас это мало интересует. Я и в "Доходном месте" с трудом выдерживаю "обращения к залу", а уж тем более - жизнерадостную реакцию этого самого зала.
Про "Доходное" вспомнила ещё и потому, что и в нём звучат бессмертные слова Капниста: "На что приделаны нам руки, как не на то, чтоб брать, брать, брать" .

Но сатира в спектакле по счастью - далеко не самое важное. Неким причудливым образом (немаловажную роль в этом играет "пространство Давида Боровского") театр создаёт огромное полотно, на котором есть и царь, и фельдъегеря, и творец-Капнист, и чиновники-мздоимцы, и наивная влюблённая пара, и крестьяне, и Петербург, и СТЕПЬ... И конечно, актёры, которые разыгрывают перед царём немудрящую пьесу - то замирая от страха, то увлекаясь игрой.
Ритм задан музыкой, но сама она подчинена внутреннему ритму спектакля, который определяется (по-моему) стремительными перемещениями царя по сцене и залу, его нетерпеливостью, неуёмностью, его энергетикой. В общем, не только сюжет, но и всё движение пьесы зависят от Павла, которого мы больше слышим, чем видим. Но зато какие у него сцены в конце спектакля!
Павел Первый - Евгений Кулаков - не только энергетический центр "Капниста", это образ очень ценный сам по себе, блестящая актёрская работа. Актёры в спектакле вообще прекрасные, но он выделяется и среди них, существуя как бы в нескольких измерениях, играя и прирождённого императора, и человека, вынужденного нести свой крест, и роковую силу, от которой зависит множество жизней... и саму ИДЕЮ власти.

   
фото Ирины Параскевовой