?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 May 2018 @ 01:22 am
"Дама с собачкой", реж. Кама Гинкас, МТЮЗ, 23 мая 2018  
Просто отлично - сидеть в проходе на подушке, когда мимо тебя пробегают взад-вперед актеры, задевая тебя полами фраков и пальто! "Дама с собачкой" идет на странной сцене - в бельэтаже (как и "Черный монах", а "Скрипку Ротшильда" я еще не видела). Так и хочется добавить: "позади - пустое пространство, открывается вид прямо на горизонт". Почти что так и есть: пустота огромного зрительного зала позади сцены создает объем, только кажется, что там не озеро, как в "Чайке", а море (потрясающая сценография Сергей Бархина). Но мотивов "Чайки" в спектакле много и помимо чеховского текста. Сдается мне, что Юрий Николаевич нашел здесь, чем поживиться: Гуров ставит Анну Сергеевну у стены и обводит контуры ее тела; черные длинные пальто тоже знакомы, тем более в сочетании с чемоданами. А еще героиня для тайных встреч останавливается в "Славянском базаре", а еще - крики самих чаек.
Впрочем, крики чаек вместе с "курортной" музыкой (композитор - Леонид Десятников), шум моря, полосатые купальные (и клоунские) костюмы, песок и остов деревянной лодки, Ялта - всё это Крым, где я не буду никогда, и поэтому так томительно и сладко на душе.
Очень атмосферный спектакль: сначала глупая курортная романтика, которой так хочется если не всем, то многим; потом томленья плоти (правда, условно-эротическая сцена выглядит забавно), глупые, но понятные стенания "павшей" Анны Сергеевны... А потом - любовь, любовь, настоящая, трудная, год - за десять лет.

Постановка давняя (2001-й год), вместо Юлии Свежаковой теперь играет Мария Луговая. Ее героиня одновременно похожа и на даму, и на ее собачку, и на курорте вокруг нее начинается прям-таки "собачья свадьба" - с участием клоунов-курортников. Актеров всего четверо, выкладываются они сильно, все очень хороши, но первую скрипку играет Игорь Гордин (Гуров). Тут я должна признаться, что так долго уворачивалась от похода на этот спектакль именно из-за него: в прошлые годы, когда я его видела на сцене или на экране, меня начинало клонить в сон. Но после "Иванова" в Наций и богомоловского Вуди Аллена в МХТ, он как-то вырос в моих глазах, потому и пошла на "Даму с собачкой". Он и правда изменился: заматерел, стал по-хорошему неуклюжим, перешел в другую возрастную категорию. Ну и отлично он играет эту роль, что и говорить.
Кама Гинкас прекрасно работает с прозой, по крайней мере, для меня это настоящий кайф - как произносится текст, как обыгрываются реплики от 3-го лица, как они перекидываются от персонажа к персонажу. И совсем замечательно - как ирония (не уходящая ни на минуту) сочетается с тонкой, глубокой и красивой лирикой.
PS Но вот кого совсем невозможно переиграть - так это большое падающее весло, остановившееся в своем падении в опасной близости от голов зрителей 1-го ряда.
 
 
 
gala_spb on May 27th, 2018 04:01 pm (UTC)
А я так очень люблю Гордина!!
И началась моя любовь именно с "Дамы с собачкой". А потом "Медея", где именно он стал для меня главным. И потрясающая "Вирджиния Вульф"! И Свидригайлов его задел меня очень всерьез.
lotta20: мухаlotta20 on May 27th, 2018 07:46 pm (UTC)
А я в Медее на его сценах засыпала или изнемогала от скуки. Попадания ноль) А знакомые и Даму с собачкой еле выдержали из-за него, давно еще. Очень все субъективно.