lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Операнищих", реж. А. Прикотенко, театр Сатиры, 25 мая 2018

Сразу же скажу: это - спектакль. Не антреприза, не халтура, а спектакль с приличной режиссурой, простой, но удачной сценографией, точно подобранным реквизитом и музыкой Ивана Кушнира. Действие разворачивается на сером пятачке сцены - это может быть пустырь на задворках условного Кучино (где я провела свои детские годы вообще-то), или камера в СИЗО, или студия, где снимаются (точнее, изготавливаются с помощью веб-дизайна) порнофильмы, или еще что-то. Наверху - большой длинный экран, куда довольно незатейливым образом транслируются крупные планы актеров. Персонажи регулярно говорят по мобильникам, так что не всегда сразу поймешь, у кого зазвонило - у актера или у зрителя в зале. Из всего театрального хай-тека, которого я вволю насмотрелась в последнее время, это самый простой, но в принципе - удачный. И пьеса по мотивам Джона Гея тоже приличная. При этом все время казалось, что что-то идет не так. Это "не так" разворачивалось в двух пересекающихся плоскостях.

Во-первых, публика театра Сатиры - это публика антрепризная: она живо реагирует на знакомые актерские лица, радуется возможности посмотреть на "живого Аверина", принципиально забывает выключить мобильники, встречает и провожает исполнителей аплодисментами, заливисто смеется в ответ на грубые (и глупые, чего уж там) шутки, особенно, когда актер корчит рожи. Иногда и презрительно фыркает - но это всего лишь другая сторона медали.
Во-вторых, исполнители. Их условно можно поделить на 3 группы. Молодежь играет лучше всех, особенно понравилась девушка-Люси. Актеры с серьезным драматическим опытом - Максим Аверин и Светлана Рябова - по крайней мере, это профи. Аверин, конечно, ожидаемо огорчил тем, что постоянно оглядывается на зрителей, ищет их реакции, подстраивается под нее. Много узнаваемых моментов - из сатириконовских спектаклей и аверинского "моно". Как ни странно, не поёт, никаких "зонгов" в спектакле нет, только зубодробительные эмоциональные монологи и отдельно существующая музыка. А те обрывки старых песен, которые он напевает, похожи на антрепризные заманухи на радость зрителям. В общем, "развалины величия былого" - со следами таланта, который не пропьешь, не проиграешь, если он есть (а у Аверина он есть).
Ну а самое грустное - "братва" театра Сатиры, актеры, играющие кучинских (!) бандитов так, будто они вышли из современных ментовских сериалов НТВ. В принципе замысел понятен, и по идее на сцене должна была быть театральная "жесть", но актеры, возможно, и неплохие, как бы разучились нормально, по-театральному, играть - за ненадобностью: часть текста просто пропадала, слов было не разобрать и не расслышать, ну а глубина и тонкость даже и не закладывалась в роли.
Для меня ситуацию усугубляло еще и то, что в памяти жив спектакль "Ленька Пантелеев" питерского ТЮЗа - тоже на тему "Трехгрошовой оперы" и тоже на музыку Кушнира. Понятно, что речь в принципе о разном, но все равно неприятно.
И кстати, в театр Сатиры я пошла с определенной целью: меня просили питерские друзья побыть экспертом и сказать им, стоит ли отдавать за спектакль, который к ним приедет на гастроли, полторы тысячи (это минимальная цена). В Москве можно его увидеть за вменяемые деньги - собственно только так и нужно. Для нормального зрителя (а не того, кто хочет на "живого Аверина" посмотреть) 500 рублей - это потолок.
Tags: театр, театр сатиры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments