?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 June 2018 @ 02:16 am
"Макбет" реж. Кама Гинкас, МАМТ, премьера  
Шекспира, помещенного в псевдо-"доисторическую" (или инопланетную) среду, я уже видела. Потому ассоциации у меня возникали не с "Безумным Максом", а со спектаклем Коляда-театра "Король Лир". У Коляды - пустыня, змеиные повадки персонажей, странные костюмы... и жестяные корыта вместо деревянных телег Гинкаса, у которого что-то вроде степи с выгнутым курганом-горкой и зарослями павлиньих перьев (притягательность и тщета власти). Ведьмы Гинкаса - множество "ползучих" тварей, забинтованных на манер мумий.






И там, и там - время, когда человек как бы еще не "родился", живет инстинктами и имеет простейшее представление об устройстве мира. Инстинкт власти - самый сильный, у Гинкаса он вступает в противоречие не только с нравственным чувством, но и со здравым смыслом. Здесь нет ни дружбы, ни любви - только древняя витальность. В связи с этим очень хороша главная пара - леди Макбет и Макбет - крупные, яркие. Она - с агрессивным голосовым звучанием, он - внешне идеальный средневековый король. Мне очень понравилось 1-е действие, в том числе простотой трактовки, когда в человеке, только что спокойно проливавшем кровь, вдруг просыпается совесть - иррациональная, никакими рефлексиями не вызванная (как в большинстве случаев у Шекспира и есть). Кстати, Дункан здесь - карлик, то есть, конечно, не ребенок, но все-таки малыш. И детская тема будет играть не меньшую роль, чем в спектакле про другую леди Макбет, которая "нашего уезда".
Во 2-м действии что-то пошло не так. А именно: появились беженцы, покидающие захваченную "бандитами" родину - с чемоданами, в пальто и платках, мальчик бегает с чайником, как на вокзале. Одновременно похоже на толпу ветхозаветных евреев (хор им в помощь) и на жертв блокады Ленинграда (с трупиками детей на санках). То есть сначала они хотели пассивно "свалить", но, вдохновленные Макдуфом, решили все-таки повоевать с тираном. То ли слишком "в лоб", то ли... как-то неубедительно, но и в дальнейшем интересная линия "марширующих детей" разве что умилила и развеселила.
И тем не менее - спектакль отличный. Я какое-то время назад зареклась уже смотреть постановки по этой пьесе, но тут не пожалела ни минуты. Верди, конечно, но еще невольно отслеживала знакомые образы. И вспоминала любимых Макбетов и их леди. "Потому что я люблю тебя, Макбетт!"