?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 July 2018 @ 01:55 am
"Человек из рыбы", пьеса Аси Волошиной, реж. Юрий Бутусов, МХТ, предпоказ  
В спектакле важное место занимает ностальгия по России, которую мы потеряли (еще до своего рождения), о Европе, которую вот-вот потеряем - то есть ностальгия по тому, чего у нас не было, и это действительно перекличка с "Бегом", на что намекают "снег на Караванной" и навязчивая парижская тема... А еще здесь есть три женских истории, из которых выстреливает лишь одна, по содержанию и по исполнению - история Салмановой, которую играет Лаура Пицхелаури, единственная бутусовская актриса среди "условно богомоловских", существующих в непривычной для них стилистике и непривычном сценическом состоянии. Героиня Лауры состоялась полностью - как "мать", как "жена" и как "актриса", подводящая черту под действием. С остальным все не так гладко, не так красиво и не так глубоко.

В спектакле много текста, много рассказов о впечатлениях, переживаниях, и часто возникает чувство, что пьеса написана по методу "я надену все лучшее сразу": тут и неразделенная любовь, и Тарковский, и Шпенглер, и Париж (много Парижа, очень много), и писательский труд, вертухаи на зоне, и красивые или умные фразы, от которых автору трудно отказаться, и хипстерские детали вроде калейдоскопа и мыльных пузырей. И сам материал производит впечатление хипстерского (для молодого автора важно показать, что он, точнее она - "в теме", здесь практически нет зазора между драматургом и персонажами)- сочетание самовлюбленной юношеской рефлексии с бутусовской "полной гибелью всерьез" не показалось мне органичным. Но тут все очень субъективно: если совпадет с личным в каких-то подробностях (подробностей здесь много), то и хорошо. Мне однозначно понравилась только линия Лауры. Стоит смотреть спектакль хотя бы ради того, чтобы услышать "диалог" Салмановой с мужем "по скайпу" и посмотреть ее танец в начале 3-го акта. И однозначно не понравилось то, как впутали в спектакль "Ностальгию" Тарковского - шутливо переврали, спародировали, свели к банальности. Такие фокусы проходят у Богомолова (он бы сделал из этого трэш), да и Диденко, пожалуй, справился бы - с цирковым "детсадовским" юмором... или еще кто. Но у Бутусова получилось прям-таки оскорбление чувства верующего (в моем лице) - я как раз две недели назад пересматривала фильм и теперь юмора не поняла.
А вот юмор финала оценила (хотя сомневаюсь, что комический эффект здесь был предусмотрен) - сочетание роскошных мыльных пузырей и "санобработки" персонажа Матвеева (писателя вообще-то), который в связи с этим внезапно оказался главным героем. Если бы все происходящее мы видели его глазами, тогда... Но мы уже смотрели на мир глазами Треплева и Тригорина в "Чайке", а тут как-то не срослось. В общем, для меня осталось много этих "если бы да кабы": то в тексте вязла по уши, то небутусовские актеры гнули свою линию поперек режиссерской, то парижская романтика доставала своими мыльными пузырями... Потому сомневаюсь, так ли уж стоит смотреть спектакль людям, которые к Бутусову относятся без особого восторга. Хотя... среди них как раз много хипстеров, так что результат непредсказуем. Ну в кто Бутусова любит - смотрите обязательно!
 
 
 
twins_entwins_en on July 9th, 2018 08:23 am (UTC)
а я уж решила этот спектакль пропустить...
А тут Ваш призыв в конце отзыва... проблема...
lotta20: мухаlotta20 on July 9th, 2018 08:35 am (UTC)
Не пропускайте! Подождите только чуток, пусть разыграются, там много нестыковок с актерским существованием. Но недолго: вдруг снимут, сейчас все непредсказуемо. Лаура и ее линия - прекрасны. А для многих, как я поняла, стал открытием показ женской психологии.
twins_entwins_en on July 9th, 2018 08:44 am (UTC)
ох...
да, я думаю, можно всего ожидать... Могут и снять в самые короткие сроки...
уж очень не хочется окунаться в эту историю...
lotta20: мухаlotta20 on July 9th, 2018 08:54 am (UTC)
Читали пьесу? Там по большому счету винегрет из разных историй под общим соусом, и возникает неприятное для меня чувство, что автор хуже меня знает о вещах, о которых рассказывает (автор здесь совместный - драматург и режиссер). Но отторжение вызвала только тема ностальгии, с дурацким привлечением Тарковского. Так что бояться, по-моему, нечего. В крайнем случае - просто для общего развития хорошо.
(без темы) - twins_en on July 9th, 2018 09:26 am (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 9th, 2018 09:35 am (UTC) (Expand)
банальное любопытство - twins_en on July 9th, 2018 09:37 am (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 9th, 2018 09:44 am (UTC) (Expand)
ох уж эти фанатки... - twins_en on July 9th, 2018 10:30 am (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 9th, 2018 10:34 am (UTC) (Expand)
(без темы) - twins_en on July 9th, 2018 10:42 am (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 9th, 2018 10:47 am (UTC) (Expand)
(без темы) - twins_en on July 9th, 2018 10:50 am (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 9th, 2018 11:05 am (UTC) (Expand)
(без темы) - twins_en on July 9th, 2018 12:18 pm (UTC) (Expand)
Жанjeanix on July 9th, 2018 11:34 am (UTC)
А на поклонах видели Куликова, вручавшего букетик Лауре? В этот момент подумалось - он бы уместнее смотрелся вместо Матвеева.
lotta20: мухаlotta20 on July 9th, 2018 11:55 am (UTC)
Не видела( Видела Спивак и Кузнецова.
По мне да много кто смотрелся бы вместо Матвеева! Куликов - сомо собой!
Жанjeanix on July 9th, 2018 12:27 pm (UTC)
Спивак и Кузнецова
А я их не заметил :-)
А вот их мне было бы почему-то жалко в эту рыбину включать :-)
lotta20: мухаlotta20 on July 9th, 2018 12:36 pm (UTC)
А вы когда были? Я то вчера. Мы их видели еще в Камергере, и с такой радостью поздоровались! Поям самый светлый момент дня! И вы правы: нечего им было бы там делать, пусть настоящее играют!
когда - jeanix on July 9th, 2018 12:38 pm (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 9th, 2018 12:40 pm (UTC) (Expand)
Лев Семёркинlev_semerkin on July 9th, 2018 01:02 pm (UTC)
как впутали в спектакль "Ностальгию"
а вот мне как раз очень понравилось, как впутали в спектакль "Ностальгию"

впутали иронично и даже саркастично (помните "Маленькие комедии большого дома", там "тарковский" тоже использовался Мироновым для характеристики всяких "филологов", "Ностальгии" тогда еще не было, был "Солярис", которого путали с салями)

я сразу включился (и значительная часть зала тоже, сразу пошли зрительские реакции)
это такая точка отсчета для спектакля и для Бутусова, точка опоры, а точнее точка отталкивания

Бутусов - анти-Тарковский
и по форме (не медитативная замедленность, а гиперактивность и экспрессия)
и по содержанию, что даже важнее
спектакль Бутусова и (пьеса Волошиной) это анти-"Ностальгия"

герой Янковского ностальгирует по родине, а для них родина это "блевня" (как можно по этому ностальгировать?) и они ностальгируют в противоположном направлении - по Парижу


ну а присутствие на сцене внучки Янковского (и дочки мальчика из "Зеркала") придает иронии дополнительную остроту
lotta20lotta20 on July 9th, 2018 01:09 pm (UTC)
Re: как впутали в спектакль "Ностальгию"
Честно говоря, я думаю, что Ностальгию впутали именно в связи с внучкой, в пьесе ее не было.
Меня сильно покоробило, и продолжало коробить все время, пока эти сцены шли.
По мне Бутусов никакой не анти-тарковский, напротив, вижу общее: визуальность, медитативность многих сцен, стоп-кадры (которые хороши в Макбет-кино и плохи здесь). А еще - плохая, точнее, наплевательская работа с текстом.
Но эффект от спектакля именно "анти" - не по форме, а по сути.

Edited at 2018-07-09 01:10 pm (UTC)
lotta20lotta20 on July 9th, 2018 01:16 pm (UTC)
Re: Миронов
А в "Маленьких комедиях" про Солярис-солярий - помню)) Но там это было органично, со здоровым стебом. Здесь же персонажи относятся к себе очень серьезно, самоиронии ноль. И таково - отношение автора (двухголового на этот раз). Вообще прикольно: когда ЮБ ставит Чехова или Шекспира, четко осознаешь зону его ответственности, а тут - сочетание двух личностей, по типу "смешать, но не взбалтывать" (есть внутренние нестыковки и слои).
Лев Семёркинlev_semerkin on July 9th, 2018 01:39 pm (UTC)
Re: двухголового
Бурковский (который мне очень понравился, а Матвеев нет)
играет две роли - одна из них "от автора"

и этот авторский, бутусовский голос (не голос Аси, в пьесе никакого Тарковского нет и никакой самоиронии, самосарказма тоже нет), голос без акцента, но с интонацией
добавляет в пьесу обьем


нестыковок на мой взгляд нет (Бутусов сам из этих, из "филологов"),
но слои появляются!
:)

Бутусов не так прост, как Ася
Лев Семёркинlev_semerkin on July 9th, 2018 01:47 pm (UTC)
Re: никакой не анти-тарковский
Вы наверное сильно любите обоих и Вам обидно за такой наезд своего на своего
:)

я тоже люблю обоих (но не люблю "Ностальгию")
и при этом вижу пропасть между ними, между классикой (пусть классикой модерна у Тарковского) и постмодерном Бутусова

там, где у Тарковского Бах (ах! ах!), у Бутусова рок-н-ролл
несовпадение по ритму, по скорости

а по сути я полностью на стороне Тарковского (его отношение к космосу, к стране, к людям мне ближе, а Бутусов похоже совпадает с Асей в этом пункте)


lotta20lotta20 on July 9th, 2018 02:01 pm (UTC)
Re: совпадает с Асей в этом пункте
Про обиду за Тарковского - скорее всего вы правы)
Но очень хочу сказать про другое. Отзыв писала вчера, когда во мне было глухое раздражение по многим пунктам, не до конца осознанное. Сегодня осознала, хочу озвучить и здесь.
Моя главная претензия к спектаклю - морального характера, и не касается никаких ностальгий, отношения к родине (право каждого - относиться к ней, как хочет), ни монологов вагины, которые оценили многие зрительницы. Самое важное: увод ребенка - это финал уровня "человека забыли", но... по факту единственная вина обитателей квартиры - что маме никак сказать не могут (и "актриса" их "понимает", и нам как бы предлагается им в этом сочувствовать). То есть в истории девочки по факту виновата только "система" (ну и цепочка случайностей). То, что "родители смотрят спектакль", пока их детей уводят - тонет в фейсбучной хрени и монологах вагины. Замять эту тему (которая есть в пьесе) - это мне непонятно совсем. То есть Ася-то могла, но почему Бутусову оказалось более важным разгребать прочий винегрет - я теряюсь просто. Какое уж очищение у писателя в финале - просто санобработка в медвытрезвителе.
Re: сцена в медвытрезвителе - lotta20 on July 9th, 2018 02:42 pm (UTC) (Expand)
Re: просчет постановки - lev_semerkin on July 9th, 2018 04:09 pm (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 9th, 2018 05:45 pm (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 9th, 2018 08:39 pm (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 10th, 2018 03:22 pm (UTC) (Expand)
Re: нашла свой смысл - lev_semerkin on July 10th, 2018 08:34 pm (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 10th, 2018 08:59 pm (UTC) (Expand)
финал - lev_semerkin on July 10th, 2018 09:04 pm (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 10th, 2018 09:23 pm (UTC) (Expand)
оценку могу - lev_semerkin on July 10th, 2018 09:42 pm (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 10th, 2018 09:51 pm (UTC) (Expand)
Re: когда - lev_semerkin on July 10th, 2018 08:29 pm (UTC) (Expand)
(без темы) - lotta20 on July 10th, 2018 09:05 pm (UTC) (Expand)
Re: осмысленное и обобщенное - jeanix on July 12th, 2018 01:57 pm (UTC) (Expand)
lotta20lotta20 on July 11th, 2018 03:03 pm (UTC)
Re: никакой не анти-тарковский
Все же хочу договорить про Тарковского. У Бутусова не вижу никакого постмодернизма, который предполагает отказ от личного начала - как у Богомолова, например. Бутусов же, напротив, очень личный, лирический, требует подключения (если уж говорить умные слова, то он экзистенциален). Потому Давыдова и назвала его "провинциальным авангардом", для продвинутых - это карета прошлого. Как и Тарковский, которого ЮБ наверняка любит: он на встречах при мне по крайней мере дважды упоминал Солярис и Сталкер, я чувствую, как близки ему образы оттуда, само отношение к миру и даже стиль. В ситуации с Ностальгией меня оттолкнул не сам факт стеба (это и над собой стеб), а то, что это было сделано в чуждой ЮБ стилистике - как у Богомолова или даже больше - Крымова. И в ритм Бутусова я попадаю схожим же образом, как в ритм Тарковского.
А вот в пьесе - путаница. Вроде бы сплошной постмодернизм с цитатами, аллюзиями, принципиальной вторичностью... но про себя любимого, лирика сплошная, если не полозковщина, то цветаевщина. И это все нарушает: потому что нет отстраненности, Бурковский лишь слегка спасает положение богомоловским (на мой взгляд) стебом. Но коробит чужеродностью. Но вы, напротив, увидели и в нем бутусовское - по аналогии с Федоровом из нелюбимой мною Женитьбы.
Re: отказ от личного начала - lotta20 on July 11th, 2018 05:36 pm (UTC) (Expand)
Re:ностальгия - lotta20 on July 11th, 2018 05:50 pm (UTC) (Expand)
Re: Женитьба - lotta20 on July 11th, 2018 09:18 pm (UTC) (Expand)
Re: петербургские зрители - lotta20 on July 11th, 2018 09:35 pm (UTC) (Expand)
Re: петербургские зрители - lev_semerkin on July 11th, 2018 09:38 pm (UTC) (Expand)
Re: петербургские зрители - lotta20 on July 11th, 2018 09:47 pm (UTC) (Expand)