?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 July 2018 @ 02:38 pm
"Дон Жуан", реж. Егор Перегудов, Сатирикон, прогон, 23 июля 2018  
По первому впечатлению: абсолютно сатириконовский спектакль, напоминающий давние постановки Райкина: драйв, темп, множество гэгов, переходящих один в другой, вызывающая театральность, эклектика в костюмах, отличная актерская игра, требующая серьезной психофизической подготовки, веселая беготня... и даже языковая тарабарщина в тему (как "китайские" словечки в "Синем чудовище"). К тому же - любимый Мольер. И жанр спектакля, обозначенный как "неистовая комедия", вполне может быть отнесен к лучшим райкинским постановкам. Думаю, "Дон Жуан" будет сатириконовским хитом - в том числе из-за Трибунцева и Райкина в главных ролях. К этим двум прекрасным я бы прибавила прекрасного третьего - Антона Кузнецова, одновременно (!) играющего двух братьев Эльвиры (а после, кажется, аж трех).
Но в моем восприятии случились некоторые нестыковки, которые, я надеюсь, разрешатся где-нибудь через полгода, как это было с "Человеком из ресторана", сильно недооцененным мною на прогоне. Прежде всего: райкинский по форме спектакль все же поставлен не Райкиным, он требует от зрителя интеллектуальной работы и в конечном счете не рассчитан на развлечение, то есть порой игровая форма тянет в одну сторону, содержание - в другую. Еще один момент - совершенно оперная, "черная" сценография, при которой ждешь не гэгов, а музыки Моцарта. В антракте посмотрела программку - так и есть, сценограф Владимир Арефьев работает в МАМТ и Мосоперетте. Из-за этого "мир" спектакля не кажется цельным. Хотя сама по себе сценография интересна и функциональна. Ее основа - огромная крутящаяся винтовая лестница, которая, как сверло, ввинчивается то вниз, то в "небеса" (от которых тоже ничего хорошего ждать не приходится, сверху падают цветочные горшки, поролоновые кирпичи и другие опасные предметы). Круги спиральной лестницы - круги жизни, которые того и гляди перейдут в круги ада. Поскольку бОльшая часть действия происходит на возвышении, смотреть спектакль лучше ряда с 7-го, не ближе.

Теперь об актерских работах. И Трибунцев, и Райкин прекрасно (каждый по-своему) умеют играть "на публику" и часто используют эффект отстранения (остранения), глядя на события как бы со стороны. Некоторые монологи Сганареля прямо обращены к зрителям, в которых он видит союзников, а Дон Жуан использует приемчики Яго (самого близкого к нему персонажа Трибунцева). Их тандем - блестящий, но главное внимание направлено все же на Дон Жуана. Жизнелюбивый очаровательный лоботряс, который в каждой женщине способен разглядеть красотку и не терзается муками совести, переключаясь на другую, постепенно превращается в героя "во вкусе Достоевского", настоящего злодея, которому важны уже не любовные приключения, а доказательства собственной правоты. Его мотивациями становятся зависть, ревность, "равнение" на Александра Македонского, игра с опасностью, и эта игра заходит все дальше. Потому что "если Бога нет - то все позволено". Понятно, что речь не о религии, а о совести и о высшей справедливости, в роли которой выступают "небеса" и в которую так верит или хочет верить Егор Перегудов (собственно, и "Человек из ресторана" об этом). А внутренняя драма Сганареля - в том, что на его глазах эти законы справедливости постоянно попираются, "наказания" Дон Жуана раз за разом оказываются ложными, а это значит, что "в не свои сани - садись", "без труда вытащишь рыбку из пруда" и тд. И при этом он чувствует сильную связь со своим господином.
Мне не очень понравилась важная, даже ключевая сцена совращения Ангелики, во многом повторяющая сцену Ричарда III и леди Анны. Она совершенно "достоевская", но покорность Ангелики не обоснована, чего-то здесь не хватает...
В общем, Дон Жуан балансирует между Ставрогиным... и Хлестаковым, который, хоть и поумнел, но сохраняет "легкость в мыслях" и постоянное желание "срывать цветы удовольствия" (упоминание Александра Македонского здесь в тему). Мне пока непонятно, пойдет ли в плюс спектаклю сочетание сатириконовской веселой театральности и важной для режиссера темы, которая требует серьезного психологизма. Я надеюсь на положительный результат: у меня велик кредит доверия как Егору Перегудову, так и двум главным актерам, от которых в основном и зависит смысл постановки. Насколько я знаю, репетиции прерывались тяжелыми событиями, прогонов было маловато - спектакль сырым назвать нельзя, но он нуждается в доработке на зрителе.

PS Порадовали мелкие отсылки к бутусовским спектаклям: отдельные фразочки, сцена с вином у Трибунцева и Кузнецова, картонные коробки. Тут, конечно, неприятный момент: из "Отелло" пропала куча реквизита, в том числе и коробки, мне их страшно жаль. Получается, не такая уж большая проблема - тащить их на сцену Планеты КВН (в новом спектакле они далеко не так важны, как в "Отелло").