?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 October 2018 @ 08:57 pm
"В Париже", реж. Гульназ Балпеисова, театр Вахтангова, Новая сцена, 4 октября 2018  
Это был прощальный спектакль. Я на него все собиралась и вот дособиралась до того, что надо было уже все бросить и бежать, потому что больше возможности увидеть его не будет. Спасибо тем, кто предупредил. Дело в том, что я очень люблю Бунина, а его практически не ставят, пропустила бы - огорчилась очень.
Непривычные для слуха имя и фамилию Гульназ Балпеисовой я разучила после "Фрекен Жюли", а саму Гульназ запомнила по спектаклю Бутусова "Бег" (она там и помреж, и "девушка в красном", и часть текста читает). В общем, кредит доверия у молодого режиссера неплохой, так что ждала удачного спектакля, хорошего вечера - и все сбылось!
Рассказ Бунина "В Париже" не только дает название спектаклю, но и задает его тон, атмосферу: действие происходит в Париже - романтичном, ироничном, эмигрантском, наполненном любовной истомой и горечью расставаний. Это - кафе, вокзал, номер в отеле, темная улица. Никакой природы. И это логично, потому что свои главные рассказы о любви Бунин писал во Франции, так что ностальгический дурман воспоминаний здесь очень кстати. Четыре пары - четыре истории. Они неравноценны - и по значимости, и по соответствию стилю. Главная - та, что "в Париже", на мой взгляд, идеальное воплощение бунинского рассказа (того же уровня была в свое время новелла "Темные аллеи" в спектакле "Пристань" - в исполнении Юрия Яковлева и Лидии Вележевой). Максим Севриновский и Полина Чернышова - прекрасны, тонки, точны. Спасибо им огромное за эти роли!

С остальными посложнее. Дело, видимо, в том, что спектакль поставлен молодым режиссером (причем женщиной, и это ее дипломная работа в режиссерской лаборатории Туминаса) для молодых актеров. И молодой задор временами побеждает мудрую бунинскую горечь. Несмотря на трагическую в целом интонацию и измененный финал новеллы "Мадрид", надежда не сдается. Спектакль получился легкий, острый, атмосферный и очень красивый. Особая благодарность за Вертинского (на удивление небанально и неформально использованного) и "Ne me quitte pas". Еще понравилась сценография дальнего пространства (получившая развитие во "Фрекен Жюли") и костюмы женщин.
И вот тут, что называется, "я не могу молчать"! Во-первых, от выражений типа "можно, пожалуйста" я скоро чесаться начну. Понимаю, что теперь все так говорят, но здесь режет слух. А во-вторых, мой любимый "Солнечный удар", который я считаю лучшим рассказом Бунина, просто слили. Не так ужасно, как был слит "Срезал" в "Рассказах Шукшина" в театре Наций, но все равно - что за наказание! Думаю, если бы Гульназ любила "Солнечный удар" так, как люблю его я, спектакль был бы другим: возможно, она просто отказалась бы от его использования. А так... все же есть разница между внезапным "ударом" и случайным сексом "по пьяни": достоверность нарушена, смысл утерян, актеры по сути показывают забавный студенческий этюд, и одна из главных любовных историй русской литературы выступает на разогреве у других, куда более удачных. Если честно, я в антракте постаралась поскорее про это забыть, чтобы не портить себе впечатления от остального.
Получилось. Причем настолько, что я бы обязательно пошла на спектакль еще раз... но он и правда был последним. Зал не продается. Бунин, отсутствие звезд, малоизвестный режиссер - видимо, потому. Жалко очень.
 
 
 
twins_en: pic#124645304twins_en on October 5th, 2018 07:49 pm (UTC)
Мне кажется, "солнечный удар" не столько "слит", сколько взят "по касательной", просто ради той тоски, что испытывает герой после яркой страсти...
И еще изначально главный герой исполнялся другим актером, он был "само электричество".
lotta20: мухаlotta20 on October 5th, 2018 08:21 pm (UTC)
По касательной брать этот рассказ - это оскорбление чувств верующих)
Что касается замены актера (этот мимо совершенно). Не думаю, что это принципиально, ведь решение эпизода было то же? Это студенческий этюд о вреде пьянства, не более того. Когда герой оказывается пьяным или психом - все вопросы снимаются. Это, кстати, относится и к последней новелле. "Мадрид" соединили с " Петлистыми ушами", изменив финал - но там есть хоть какое-то оправдание, с натяжкой: герой все же маньяком не выглядит. А "Удар" - зря они так, нашли бы что-нибудь другое, чтоб "по касательной".
Жанjeanix on October 10th, 2018 06:23 pm (UTC)
взят "по касательной"
Именно так: "ради той тоски, что испытывает герой после яркой страсти"
Жанjeanix on October 10th, 2018 06:30 pm (UTC)
Во многом согласен с Вами, и в позитивной части, в т.ч. в том, что главная удача постановки - это "В Париже", и герои Чернышёвой и Севриновского.
И по замечаниям:
- завязка "Солнечного удара" по пьяному делу обесценивает всю эту историю, правда её искупает акт любви, поставленный как пластическая музкальная соната, играемая на пианино.
- присочинённый финал "Мадрида" - лишний. Почему то этот рассказ любят включать в театральные инсценировки-сборники, и у Крымова он есть, и у Фоменок.
- финал "В Париже", не образно сделан, если бы я не читал ранее рассказа, я бы не догадался, что там финале произошло.
lotta20: мухаlotta20 on October 10th, 2018 08:03 pm (UTC)
Соглашусь и я. Не хотелось придираться, но финал "В Париже" оставил чувство неудовлетворения(
Жан: skjeanix on October 11th, 2018 05:47 am (UTC)
Считаю, что исправление этих багов - это задача худрука, который, видимо, этим не занимался.
lotta20: мухаlotta20 on October 11th, 2018 06:58 am (UTC)
Видимо, да. Может, они вообще не ожидали, что спектакль вырастет до настоящего события? Эх, если бы пластической сцене из "Удара" предшествовало осмысленное начало, а не этот комический студенческий этюд!