?

Log in

No account? Create an account
 
 
03 November 2018 @ 08:14 pm
Казино как иммерсивный театр. Баден-Баден  
По сути весь Баден-Баден - как театральная декорация, но с драматургическим напряжением, честно говоря, здесь дело обстоит так себе. Такой спокойной и расслабленной я не была ни в одной поездке, и это еще без водных процедур обошлось. Не хватало театра, хотя обычно за границей не до него, и так впечатлений достаточно. Но слава богу, было казино.
Поскольку сначала нам хотелось получше рассмотреть его, разобраться в правилах и пофотографировать, мы пошли на утреннюю экскурсию. И пока ждали экскурсовода, меня не покидало ощущение, что я нахожусь в фойе театра им. Вахтангова: повсюду позолота, зеркала, красный бархат. Дальше ощущение театральности только усиливалось.
Начать с того, что казино было построено и оформлено в определенном стиле - стиле французских королевских дворцов. В одном из помещений даже воссоздан салон мадам де Помпадур, то есть речь идет о дорогих роскошных декорациях, приспособленных для некого действа, я бы даже сказала, представления. Несмотря на музейные вещи на витринах (немногочисленные), на свидетельства о том, что в этих залах бывали (и играли) Достоевский, Тургенев, Гоголь и множество других известных персонажей, музейного впечатления практически нет. Кажется, что ты попал на экскурсию в театр, а спектакль будет только вечером. Сценография, реквизит - все продумано до мелочей. В зале Достоевского (Флорентийском) когда-то была рулетка, теперь - столы для игры в блэкджек. А рулетка теперь, конечно, другая - мы в современном месте.





Фабула проста: пришел, поиграл, испытал различные эмоции, проигрался (если ты не сказочный везунчик), ушел. По сути ты платишь за развлечение, которое проходит по определенным правилам, и элемент театральности играет здесь самую важную роль. В зависимости от характера, потраченных денег и прочих обстоятельств каждый видит свой спектакль и участвует в нем так, как хочет. В принципе можно оставаться просто зрителем: ходить между столами с бокалом вина, наблюдать за игроками, сидеть в роскошных креслах. Кто-то так и делает, я тоже хотела... но вскоре поняла, что это малоинтересно, что нужно участвовать.
Начинается театр, естественно, с вешалки (гардеробщица - русская) и с покупки билетов (вход в казино платный). И тут выяснилось, что паспорт обязателен не только для тех, кто молодо выглядит, а вообще для всех. Я-то думала, что будет, как у нас - в винном или книжном магазине: необходимо подтвердить, что ты по возрасту можешь пить вино или читать Бродского, ан нет - причина в другом. (К слову, паспорт я не взяла, пришлось за ним возвращаться - может, поэтому нам не везло в игре) Дресс-код для публики: женщины одеты... как у нас в театре: кто вполне демократично, кто расфуфырился по полной - это нормально. А вот для мужчин обязателен пиджак. Нет пиджака - бери на прокат, некоторые так и делают и по сути надевают театральный костюм. Да и в собственном костюме выглядишь как-то по-театральному.



Актеры-профи: крупье, официанты, бармены (охранники заметны только на входе, да и не выглядят они охранниками). Актеры-любители - все мы, зрители-участники.
Еще Достоевский в "Игроке" разделил публику на две группы - "джентльмены" и "сволочи". Мы попробовали себя в обеих ролях. В первый вечер игра началась с того, что Николай, ставя "по маленькой" на красное или черное на разных столах, оказался в пролете семь раз подряд. Это его так обескуражило, что он почти потерял интерес к происходящему и продолжил игру только благодаря моему настоянию. В общем, в первый вечер мы явно принадлежали ко второй группе, обозначенной Достоевским (он и сам был таким): нас интересовал выигрыш, расстраивал проигрыш, а театральность происходящего не слишком увлекала. Хотя довольно быстро стало ясно, что все здесь не то что бы не честно, но как бы не по-настоящему. Проиграв отложенные для этого деньги, мы ушли. Был второй час ночи, улицы безлюдные, огни горят - я чувствовала себя прекрасно, Николай - не очень. Пришлось провести среди него воспитательную работу, чтобы он понял, что в нашем случае главное - участие.
И правда: если играешь по-маленькой, то есть отрезаешь себе возможность случайного крупного выигрыша, все сводится к тому, чтобы подольше продержаться. Тем не менее, Николай к следующему разу прикинул простенькую систему (она не сработала) и выработал некую стратегию, которая сработала, и благодаря ей мы прекрасно провели вечер, потратив на двоих всего 20 евро. Стратегия эта основывалась на принятии того факта, что игра "ненастоящая" и рулетка каждый раз так изворачивается, чтобы выплатить поменьше. Бывают, конечно, исключения... но и они вряд ли случайны, к тому же особым везением мы не отличаемся. У меня, кстати, возникло чувство, что если бы мы смогли прийти в казино еще раз, ушли бы с выигрышем, так как и правда все сработало. Но это было уже не принципиально, потому что из разряда "сволочей" мы перешли в разряд "джентльменов", а для них выигрыш не важен.

Часть времени я просидела на роскошном "канапе", или как там его зовут, наблюдая за игроками, из которых примерно треть составляли женщины. Следить за ними было интереснее всего, потому что они хуже мужчин владели собой - особенно те, кто пришел в одиночку, именно играть, а не провести время. Там, например, была азиатка, которая, как пришитая, простояла у одного стола часа два, если не больше. Ее запасы фишек в конце концов иссякли, она достала наличные, отдала крупье и получила еще кучу фишек (оказывается, для этого необязательно идти в кассу). Другая дама металась от стола к столу, чтобы успеть сделать ставки везде. Вот такие игроки нам очень мешали, так как в последний момент, пока крутится колесо, могли подбежать и поставить на наше число, этим сбивая "систему". Было несколько парочек, причем ставили девушки (как правило, при полном параде). Была и пожилая пара - смешно препиравшаяся по-русски и проигравшаяся в конце концов.
Более солидные господа сидели за блэкджеком. Поскольку правил мы не знали, решили ограничиться рулеткой. А в зал покера заходить постеснялись, к тому же можно было глазеть через стеклянные окна: там все было, как в кино: виски, сигары, дорогие костюмы. Зал игровых автоматов после всего этого уже не привлекал.
Здесь играют в покер (утреннее фото с экскурсии).



Что люди мы в принципе не азартные, стало понятно, когда закончились фишки. Николай отложил парочку, чтобы втихаря прихватить домой в качестве сувениров - и не возникло никакого искушения эту заначку пустить в дело. Просто с чувством глубокого удовлетворения отошли от стола и отправились в бар.
Интересно, что в баре на экраны транслировались выпадающие числа. Ну и фотографировать было нельзя, а очень хотелось. Вот - на память!



Похоже, что зрительский опыт мне очень помог. Иначе было бы трудно получить от игры удовольствие и впечатление и в то же время не раствориться в ней полностью. Хотя понятно, что те, кто растворяется, в конечном счете эмоций огребают больше.
А вот так выглядит Курхаус при белом свете дня (в этом здании, помимо казино, находятся ресторан, клуб и концертный зал).





А это - любимое место в Баден-Бадене, как раз напротив Курхауса: подобие парижского бульвара между рядами магазинчиков. Ничего особенного, но очень атмосферно (в один из дней там играл шарманщик).