?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 January 2019 @ 10:17 pm
"Маскарад" Туминаса - последний мой спектакль уходящего года  
К концу года с Сатириконом совсем не задалось, и я оказалась в театре им. Вахтангова, что, в общем-то, логично. К тому же предполагала, что на сцене будут кружиться в вальсе под летящим снегом. Так и вышло. Вальс - аутентичный, написанный Арамом Хачатуряном для вахтанговского спектакля (другого, разумеется). Я его никогда особо не любила: тяжеловат, на мой вкус. Но в обработке Фаустаса Латенаса - совсем другое дело, потому что к полному буйству и кружению подбирались с помощью разных вариантов мелодии.
Все действие - на улице, в подобии петербургского Летнего сада, который чем дальше, тем больше начинает напоминать кладбище, что Туминасу свойственно в принципе. Сценография - кладбищенская, игроки похожи на работников ритуальных услуг, а во втором действии решетка сада уже совсем недвусмысленно указывает на суть происходящего. Есть моменты витальности (Звездич, например, или барыня в розовом) - яркие мазки на общем фоне. Но самое комичное связано как раз не с ними, а с появлением "настоящего покойника" - игрока-неудачника, лицу которого придают выражение искусственным образом - как дяде Ване в финале туминасовского "Дяди Вани". "Покойника" таскают по сцене, подрезают ему сухожилие, чтобы перестал воздымать ввысь руку с зажатой в ней картой... а потом топят в проруби, с трудом и не сразу.
Самое красивое и яркое, просто АХ - все-таки кружащиеся, с отчаяньем, пары - сначала черный Арбенин с воздушной белой Ниной, потом - черная баронесса Штраль с витальным Звездичем.
"Маскарадов" я видела три: яркого, буйного, "французско-нижегородского", точнее, екатеринбургского - Коляды; декадентского, изысканного - Владимира Агеева (Сатирикон, смотрела в записи); и вот теперь Туминас, тяготеющий к классике (телевизионую старую постановку с Мордвиновым почти не помню). Все три - шикарные, как и положено, если речь идет о постановке раннего Лермонтова с вполне понятным для его возраста гипертрофированным интересом к красоте, року и пороку. Если брать "шик" в качестве критерия, то, как ни странно, вахтанговский спектакль несколько уступает двум другим. Возможно, дело в том, что это - вторая редакция, перенос из Вильнюса, что-то утеряно по дороге. В общем, с заснеженным же (и тоже петербургским) "Онегиным" я бы его сравнивать не стала.
И тем не менее, посмотреть спектакль под Новый год - это была замечательная идея.