?

Log in

No account? Create an account
 
 
20 March 2019 @ 01:38 am
"Альцина", реж. Кэти Митчелл, Большой театр + фестиваль в Эк-ан-Провансе  
Как оперный зритель я полный профан, попадаю на такие постановки или случайно, или по каким-то особенным причинам. В случае с "Альциной" было очень уж много рекомендаций от видевших, плюс Гендель, плюс (и это оказалось главным) взяла и почитала про спектакль. В итоге успела на подножку последнего уходящего поезда: кажется, сегодня был последний показ.
Если в нескольких словах: отлично, цепляет, очень красиво и увлекательно. Но вот что интересно: это вторая оперная постановка по Генделю, которую я смотрю в этом сезоне - и снова "эротический триллер". Конечно, после богомоловского "Триумфа времени и бесчувствия" уже хотелось титров Сорокина, но и тут был иронический эффект: из-за контраста пафосного "оперного" текстом "про любовь" - и того, что происходило на сцене в это время. Контраст был, а противоречия не было: такая вот "материализация", от которой часть публики нервно хихикала. И началось-то все с эротики, опять контраст: любовные песнопения Альцины - и сам "процесс", деловитый, как бы механический и привычный (еще бы не привыкнуть за 400 лет, или сколько там они уже живут - Альцина и ее сестра!) Механического эффекта добавляют служанки, действующие четко и бесстрастно, как роботы (или как зомби).
И тем не менее... это спектакль про любовь. Просто ко всему привыкшую старую ведьму Альцину накрыло этим чувством именно тогда, когда возлюбленный от нее отказался, когда она его потеряла. Поэтому во втором (или третьем) действии так много драматизма, эмоций. И усиливается драматизм тем, что, по версии режиссера, Альцина и Моргана молоды и прекрасны лишь в одной комнате - месте любовных утех. Выходя из нее, они превращаются в старух (эти превращения происходят во время перехода из комнаты в другое помещение, отлично придумано!)
Если старая Альцина не слишком внятная (я далеко сидела), то старая Моргана - просто шикарна: пока основное действие происходит в "комнате", она в "кабинете" закуривает, пьет кофе, читает явно научную (или колдовскую) литературу, о чем-то размышляет - то есть при деле. Судя по всему, любовные утехи ей нужны лишь постольку поскольку... возможно, поэтому она предпочитает садо-мазо. Еще один интересный персонаж - начальник стражи, который любит Моргану (по версии режиссера) такой, какова она есть, во всех видах.
Положа руку на сердце скажу, что сестер, потерпевших поражение и наказанных, очень жалко. Настолько, что начинаешь их оправдывать: ведь надоевшие любовники, превращенные в животных, в конце концов знали (или должна были чувствовать), на что идут. Просто их "животное начало" материализовалось в буквальном смысле. А про всякие "чары" и колдовство, которыми их завлекали сестры-ведьмы, пусть рассказывают своей бабушке. Но авторы применяют запрещенный прием, вводя в сюжет историю "мальчик ищет отца". Мальчика Оберто играет (точнее, поет) чудесный мальчик Богдан Нагай - и тут уж волей-неволей переходишь на сторону света. Тем более, что Альцина намекнула ему: скоро ты с отцом встретишься! То есть когда вырастешь и уже попадешь в ее сети по-взрослому.
Многое в постановке завязано на сценографии: эти переходы из молодости в старость, а наверху - переходы из человеческого состояния в животное (или растительное) посредством аппарата типа МРТ. Помимо основного места действия постоянно используются еще два или даже три, так как мы видим дом "в разрезе".
Ну а про исполнителей и про оркестр могу сказать, что, на мой взгляд, все они прекрасны.